Рейтинг@Mail.ru
Премьера "Солдата и Черта" в БДТ: дохлый кролик и милостыня для козы - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Премьера "Солдата и Черта" в БДТ: дохлый кролик и милостыня для козы

© РИА Новости / Алексей ДаничевПремьера социально-театрального проекта "Солдат и Черт" на новой сцене БДТ имени Товстоногова. Фото с места события
Премьера социально-театрального проекта Солдат и Черт на новой сцене БДТ имени Товстоногова. Фото с места события
Читать ria.ru в
Премьера социально-театрального проекта "Солдат и Черт", созданного на основе авангардного сочинения Игоря Стравинского "История солдата", состоялась в пятницу на новой сцене БДТ имени Товстоногова - Каменноостровском театре.

C.-ПЕТЕРБУРГ, 18 янв — РИА Новости, Илья Григорьев. Премьера социально-театрального проекта "Солдат и Черт", созданного на основе авангардного сочинения Игоря Стравинского "История солдата", состоялась в пятницу на новой сцене БДТ имени Товстоногова — Каменноостровском театре. Корреспондент РИА Новости побывал на премьере спектакля, где увидел, как делать искусственное дыхание уже дохлому кролику, дал милостыню черной козе и послушал лекцию о музыкальных приемах Стравинского.

Вводная лекция

По словам худрука театра имени Товстоногова Андрея Могучего спектакль, заявленный как социально-театральный проект, от раза к разу не будет одинаковым ровно наполовину. Неизменной его частью станет музыкально-драматическое действо на основе "Истории солдата", а предварять его будет непостоянная часть, названная просто "История".

Она каждый раз будет чем-то новым: лекцией, акцией, дискуссией, благотворительной ярмаркой, детским праздником, конкурсом чтецов, ролевой игрой или интеллектуальным клубом — все будет зависеть от аудитории и площадки.

© РИА Новости / Алексей ДаничевПремьера социально-театрального проекта "Солдат и Черт" на новой сцене БДТ имени Товстоногова. Фото с места события
Премьера социально-театрального проекта Солдат и Черт на новой сцене БДТ имени Товстоногова. Фото с места события

Премьерный показ в здании Каменноостровского театра был сделан специально для учащихся консерватории Римского-Корсакова. Поэтому для них подготовили своеобразную авторскую лекцию, созданную идеологом движения "Тленинградские композиторы" Настасьей Хрущевой.

После небольшого музыкального вступления девушка подошла к микрофону и стала зачитывать с пюпитра текст об истории сознания оперы и ее музыкальных особенностях. Ее быстрой говор сопровождало остинато на скрипке.

"Остинато — это многократное повторение музыкальной фразы" — говорила Хрущева, и скрипка наглядно демонстрировала – как это. После чего лектор снова повторяла фразу, как бы вербально демонстрируя этот композиторский прием, использованный Стравинским в "Истории солдата".

Таким же способом – в сопровождении скрипки — девушка объяснила понятие вариации, повторяя фразу, но немного расширяя ее информативность: "Спектакль "История солдата" поставили в 1918 году… Спектакль "История солдата" поставили в Лозанне в 1918 году". И когда зрители потихоньку начали ерзать в креслах от переизбытка и постоянного повторения энциклопедической информации, Хрущева без лишних пиететов ушла со сцены, освободив ее для актеров.

Историческая подоплека наивного искусства

По воспоминаниям Стравинского, первые постановки "Истории солдата", состоявшиеся в 1918 году в швейцарской Лозанне, визуально были очень просты — кроме небольшого состава музыкантов, на сцене находилось лишь несколько предметов мебели. Это, в первую очередь, было сделано для того, чтобы музыканты и актеры могли без проблем переезжать из деревни в деревню, из города в город и показывать спектакль под открытым небом, не таская за собой массу декораций.

© РИА Новости / Алексей ДаничевПремьера социально-театрального проекта "Солдат и Черт" на новой сцене БДТ имени Товстоногова. Фото с места события
Премьера социально-театрального проекта Солдат и Черт на новой сцене БДТ имени Товстоногова. Фото с места события

Нынешняя постановка БДТ, по словам Могучего, имеет ту же цель, — показывать спектакль хоть "на коленке". Но уличить спектакль в визуальной скудности было бы грубой ошибкой. Во время всего действа над сценой висит эдакий подвижный холст, на котором благодаря видеопроектору постоянно рисуются декорации. Если солдат бредет по лесной опушке, художник создает деревья, тропинку, солдата, а может и вовсе просто написать — "Солдат идет по дороге".

Холст-проекция медленно движется справа налево, тем самым постоянно открывая перед курсором художника чистый лист. Причем рисунки его специально исполнены в манере примитивизма или так называемого наивного искусства, схожего с детскими каракулями. И в этом есть некая историческая подоплека. Ведь во время зарождения "Истории солдата" Стравинский завел дружбу с французской "Шестеркой" композиторов — формальным сообществом его коллег, во главе которых стоял Эрик Сати.

Как признанный гений минимализма, он желал сделать искусство максимально доступным, а порой нарочито простым. Это впервые нашло отражение в его скандальном балете "Парад", премьера которого состоялась в Париже за четыре года до "Истории солдата". Стравинский проникся этими идеями "Шестерки", но в то же время отмечал, что на его музыку к спектаклю в не меньшей степени повлияли американский джаз и регтайм.

© РИА Новости / Алексей ДаничевПремьера социально-театрального проекта "Солдат и Черт" на новой сцене БДТ имени Товстоногова. Фото с места события
Премьера социально-театрального проекта Солдат и Черт на новой сцене БДТ имени Товстоногова. Фото с места события

Позже на основе полноформатной оркестровой версии для скрипки, контрабаса, кларнета, фагота, пистона, фанфара и барабана он сделал концертную сюиту для камерного состава — кларнета, скрипки и фортепиано. И именно такой, упрощенный состав инструменталистов, находится на сцене во время постановки в БДТ.

Кладезь для культурологов

Актер Ричард Бондарев, исполняющий роль солдата, появляется на сцене во фраке. Как бы принимая эстафетную палочку у Настасьи Хрущевой, он ненадолго заостряет внимание на истории возникновения спектакля: "Произведение было создано по мотивам русских народных сказок о солдате и черте из сборника Афанасьева. На французский язык его перевел друг Стравинского и писатель Шарль Рамю". Рассказывая это, он наклеивает себе брови, усы и надевает солдатскую шапку. Медленно погружаясь в образ, и будто стирая грань между лекцией и драматический действом.

Все происходящее на сцене в дальнейшем насыщено невероятным количеством образов и визуальных приемов. Есть отсылки как к самой сказке, так и тонкие параллели и аллюзии с жизнью композитора и историей создания спектакля. И провести грань между драмой и балаганом, а еще и уловить в этом нюансы в повороте сюжета, оказывается достаточно сложной задачей. Можно быть уверенным, что спектакль окажется золотым кладезем для культурологов со складом мышления Шерлока Холмса.

По ходу действа на сцене появляются живые гуси и черная коза, собирающая со зрителей милостыню. Черт заделывается фокусником, выплевывает изо рта шарики от пинг-понга и заглатывает косу, разбрасывает по залу деньги, подобно булгаковскому Коровьеву, и достает из чемодана дохлого кролика, делая ему искусственное дыхание.

© РИА Новости / Алексей ДаничевПремьера социально-театрального проекта "Солдат и Черт" на новой сцене БДТ имени Товстоногова. Фото с места события
Премьера социально-театрального проекта Солдат и Черт на новой сцене БДТ имени Товстоногова. Фото с места события

Художник, непрерывно пишущий сюжет, начинает в это время малевать бессвязную абстракцию, а две актрисы, наряженные в русские народные костюмы, голосят текст, который вместе с ними проговаривают актеры.

Шоу Dralion Cirque du SoleilДетский спектакль От хобота до хвостаМузыкально-драматический спектакль История солдата
Театральный гид по Петербургу. 17-24 января
Солдат, продавший по сюжету Черту скрипку-душу, мечется между духовным и материальным. Но богатея, он остается все в том же фраке, что и в начале спектакля. Исчезают только нелепые брови и усы. Под конец действа у него будто бы получается выйти победителем из бесконечных споров с хитрым чертом, но темные силы все так же неизменно владеют его душой и в итоге доводят до смерти.

В момент, когда он осознает свою безысходность, пианист на сцене бьет по клавишам самой низкой октавы, из-за кулис идет дым, а все действующие лица медленно опускаются под пол. Художник вырисовывает на холсте "Цконе", быстро исправляя ошибку — "Конец". Но даже на поклоне труппа доигрывает спектакль: она не уходит со сцены, не собрав все раскиданные Чертом деньги.

И в этом тоже есть свой подтекст, ведь, как утверждают историки, Стравинский создал "Историю солдата" в том числе из-за нужды. Отсюда и намерение ездить с гастролями из деревни в деревню с минимальным набором декораций. Впрочем, размышления на тему, был ли этот подтекст заведомым в постановке БДТ, лучше оставить для культурологов.

У зрителя — не последняя роль

Ради справедливости стоит заметить, что после такого завершения зрители достаточно сдержанно наградили труппу аплодисментами и криков "Браво!" не было. Отчего хочется напомнить важное замечание Могучего — спектакль из раза в раз не будет одинаков. И зрители в этом могут сыграть не последнюю роль.

Художественный руководитель БДТ имени Товстоногова Андрей Могучий
Премьера в БДТ: лекция о Стравинском и реанимация кролика

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала