"Свинг белой ночи": хочется, чтобы джаз был нарасхват

© РИА Новости / Илья ГригорьевДжазовый фестиваль Свинг белой ночи в ПетербургеДжазовый фестиваль Свинг белой ночи в Петербурге
Гала-концерт на площади Искусств стал кульминацией фестиваля "Свинг белой ночи", главного джазового события лета.

C.-ПЕТЕРБУРГ, 1 июл – РИА Новости, Илья Григорьев. Джазовый фестиваль "Свинг белой ночи" завершился в Петербурге гала-концертом на площади Искусств, на котором выступили звезды петербургского и американского джаза, заставившие свинговать слушателей самых разных возрастов.

На концерт со своим табуретом

Первые зрители начали собираться на площади Искусств за два часа до начала гала-концерта. Подобную предусмотрительность, в основном, проявляли пожилые любители джаза, знающие, что на заключительный концерт "Свинга белой ночи", проходивший уже двадцатый год подряд, лучше прибыть заранее — и желательно с собственным раскладным стулом.

Именно такие сидячие ряды образовали ровный полукруг на подступах к сцене, оставив небольшое расстояние между площадкой, где должны были выступать джазмены, и зрителями. Конферансье фестиваля — знаток джаза Владимир Фейертаг, появившийся перед зрителями в бейсболке с логотипом Playboy, — перед началом первого выступления предложил слушателям заполнить эту территорию: "Хочется, чтобы вы прямо вцепились в эти решетки, чтобы было ощущение, что джаз у нас нарасхват!". На что зрители дружно парировали: "Ни в коем случае, это место для танцев!", – и остались на своих местах, нетерпеливо, ерзая на стульях еще на саундчеке.

Как учил Бывалый

Первым расшевелить петербургскую публику, которая заняла треть площади, взялся оркестр "Саксофоны Санкт-Петербурга" под управлением известного петербургского джазмена Геннадия Гольштейна, который, оказавшись на сцене, в первую очередь выразил притворное сожаление: "Наступило тяжелое время — музыканты джаза перестали быть гонимы". После чего одновременно зазвучали десятки саксофонов, которые смогли бы заполнить звуком площадь Искусств даже без микрофонов.

Пустовавшая площадка перед сценой очень быстро заполнилась танцующими парами. Дамы в высоких париках и мужчины в цветастых одеяниях и ковбойских шляпах вспоминали движения, заученные еще в молодости, и щелкали пальцами, резко вскидывая руки. Кто-то из толпы выкрикнул: "Это вам не лезгинка, а твист!", после чего танцующие синхронно, как по команде, переключились на тушение иллюзорных сигаретных бычков, как учил Бывалый в "Кавказкой пленнице".

"Может быть, вы не знали, но перед вами единственный в мире оркестр саксофонов. Ни один город больше не может похвастаться биг-бэндом, в котором бы одновременно играло бы столько этих духовых инструментов", — сказал Фейертаг в перерыве между композициями, пока одна вокалистка сменяла на сцене другую.

© РИА Новости / Илья ГригорьевДжазовый фестиваль "Свинг белой ночи" в Петербурге
Джазовый фестиваль "Свинг белой ночи" в Петербурге

Гольштейн, учивший играть на саксофоне самого Игоря Бутмана, с юмором представлял участников концерта, оставаясь при этом в своем традиционном меланхолическом образе. Когда на сцену вышла российская джазовая певица Лиза Бертолуччи, в течение нескольких лет покоряющая публику фестиваля, чтобы в сопровождении оркестра Гольштейна исполнить хит 30-х годов Prisoner of Love ("Раба любви"), он представил ее как беглянку из Италии: "К ее маме приставал Берлускони, и теперь его посадили".

Последний номер программы "Саксофоны Санкт-Петербурга" исполнили вместе с руководителем петербургской джазовой филармонии Давидом Голощекиным, который появился на сцене в шляпе с логотипом американской баскетбольной команды Utah Jazz. Музыканты устроили своеобразную перекличку (когда один и тот же  пассаж по очереди повторяется и обыгрывается разными инструментами на разных октавах), в которой поучаствовал саксофонист и руководитель Ленинградского диксиленда Олег Кувайцев.

Современным хипстерам джаз малоинтересен

Пока звукорежиссеры настраивали аппаратуру для следующего участника концерта, Владимир Фейертаг рассказывал про американский Heavyweight quintet под управлением Стива Гроссмана. Этот музыкант в начале семидесятых годов играл с королем бибопа Майлзом Дэвисом, заменив в составе его коллектива легендарного саксофониста Уэйна Шортера.

"Но особое внимание обратите на барабанщика Джейрана Брауна, он не такой, как наши ударники, играющие с ровным звуком — говорю, пока они не слышат. Этот человек умеет играть практически незаметно, а потом взрываться, подобно грому", — представил коллектив Фейертаг, после чего на сцене, прихрамывая, появился сам Стив Гроссман.

© РИА Новости / Илья ГригорьевДжазовый фестиваль "Свинг белой ночи" в Петербурге
Джазовый фестиваль "Свинг белой ночи" в Петербурге

Метод игры Heavyweight quintet настолько отличался от предыдущего ансамбля, что зрители в первое время не решались занимать танцплощадку. Ломаные ритмы и музыкальные размеры, сменяющиеся через каждые три-четыре такта, застали бы врасплох даже самого быстрого в мире танцора.

Группа импровизировала на ходу в лучших традициях клубного нью-йоркского джаза середины прошлого века. Под такую музыку зарождалось поколение битников и хиппи, которые в свою очередь были воспитаны на авторитете первых в мире хипстеров, вроде писателей Уильяма Берроуза и Джека Керуака, принимавших образ жизни джазменов и изначально именующих себя этим словом "хипстер". Но современных представителей этой субкультуры на фестивале практически не было видно. Газоны заполняли, в основном, люди среднего возраста, среди которых можно было услышать что-то вроде "Я тебя уверяю, это хороший джаз. Видишь, негры играют!".

К третьей импровизации Гроссмана и сотоварищей люди все же вышли на танцплощадку, что вызвало у лидера коллектива такой неподдельный восторг, что он привлек внимание к нему всех коллег и даже на некоторое время прервал свое соло. После чего взорвался хрипящим саксофоном, закинув голову назад.

Ближе к вечеру фестиваль джазовыми стандартами завершили три петербургских ансамбля — Jazz-Philharmonic Orchestra, "Калипсо блюз-бэнд" и легендарный Ленинградский диксиленд под управлением Олега Кувайцева.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена