Тревожный звоночек: чего ждать от обновленной "прямой линии" Путина

"Прямая линия" с Путиным - 2018 (250)
© РИА Новости / Григорий СысоевПерейти в фотобанкСотрудники колл-центра накануне Прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным в Гостином дворе. 6 июня 2018Сотрудники колл-центра накануне Прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным в Гостином дворе. 6 июня 2018

Татьяна Меликян

Ровно в полдень президент России Владимир Путин начнет отвечать на вопросы граждан в телевизионном прямом эфире. По данным организаторов, поступило более 1,3 миллиона обращений. Самые популярные — о пенсионной реформе, уровне бедности, ценах на бензин и предполагаемом экономическом прорыве. В этом году "прямая линия", превратившаяся в самое популярное телевизионное шоу, изменит формат — действительно станет прямой. О том, как развивалась передача и на что она влияла, — в материале РИА Новости.

Как выпрямлялась линия

Формат, придуманный 17 лет назад, с каждым годом обрастал все новыми техническими возможностями. Если в далеком 2001-м это было двухчасовое общение президента и дозвонившихся граждан России, то к 2010-му федеральным телеканалам и радиостанциям пришлось сделать сетку вещания "резиновой" — точной продолжительности эфира не знает никто.

Несколько лет "прямые линии" организовывались в Кремле, в телецентре на первом этаже первого кремлевского корпуса. Техника была устаревшей, вещание находилось под угрозой срыва. Что, впрочем, не мешало выходить на связь с космонавтами на станции "Мир". Работой, сидя за режиссерским пультом, руководил лично Константин Эрнст. В 2001-м Путин ответил на 47 вопросов, а вся передача длилась два часа 20 минут. По нынешним меркам — немного (в прошлом году Путин общался три часа 56 минут), но уже тогда было ясно: формат крайне востребован, он собирает огромную аудиторию.

  • 5.3%

    Внешняя политика
  • 2.2%

    Безопасность
  • 32.5%

    Социалка и здравоохранение
  • 4.6%

    Наука и технологии
  • 25.5%

    Внутренняя политика
  • 22.8%

    Экономика
  • 7.1%

    Другое
В 2008 году "прямую линию" перенесли в Гостиный Двор. Со временем расширили до полноценного телевизионного шоу: в студию приглашались гости, среди которых были известные артисты и спортсмены, телезритель наблюдал за работой операторов в колл-центре, а на больших экранах показывали прямые включения корреспондентов из разных точек России. К слову, географические перемещения съемочных групп федеральных каналов стали верной приметой для местных властей: если в твоем регионе появились телекамеры — готовься отчитаться о работе.

Прямые включения охватывали всю страну: остров Ольхон на Байкале, перинатальный центр в Уфе, строящийся аэропорт Платов рядом с Ростовом-на-Дону, аварийные дома в Ижевске. С мест поступали жалобы на плохие дороги, протекающие крыши, нищенские зарплаты, нехватку медицинских центров. Даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков упоминал о "волшебном" и оперативном разрешении проблем, поднимаемых в телеэфире. У тех, кому удалось достучаться до президента, жизнь удивительным образом налаживалась.

© РИА Новости / Михаил КлиментьевПерейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин отвечает на вопросы во время "прямой линии". 25 апреля 2013
Президент России Владимир Путин отвечает на вопросы во время "прямой линии". 25 апреля 2013

Недетские вопросы и испуг губернаторов

Каждый год телевизионщики пытались привнести что-то новое. В 2016-м серьезность тем разбавили детскими вопросами из еженедельника "Классный журнал". Правда, звучали они не всегда по-детски. Двенадцатилетняя Варя Кузнецова спросила: "Если бы сейчас тонули Порошенко и Эрдоган, кого бы вы спасли первым?" Первоклассница Алина Ахматова из Оренбурга поинтересовалась, может ли женщина стать президентом России, "а то папа говорит, что с этой Америкой справится только Путин". И лишь вопрос о любимой еде на завтрак прозвучал действительно наивно. Путин признался: "Чем меньше зубов, тем больше любишь кашу".

Президент РФ Владимир Путин. Архивное фото
Прямая линия — 2018: новый формат, возможные отставки и соцвопросы
Спустя год от обилия детских вопросов решили отказаться. Возникла другая "фишка" — непосредственно в прямом эфире Путин обращался к губернаторам. Например, к своему тезке, главе Ставрополья Владимиру Владимирову. Когда жительница региона пожаловалась, что после наводнения так и не получила материальной компенсации от местной администрации, Путин удивился: федеральные средства-то были выделены. "Владимир Владимирович, где деньги?" — спросил он у губернатора. И тот поспешил в село Краснокумское, чтобы лично разобраться с ситуацией.

Прошлогодняя "прямая линия" запомнилась и тем, что Путин охотнее рассказывал о себе. Выслушав историю девушки, больной раком, которой поставили неверный диагноз, он вспомнил, что "то же самое произошло и с моим папой". Кроме того, подтвердил в эфире: да, недавно родился второй внук. И пояснил: "Понимаете, я не хочу, чтобы они росли какими-то принцами крови". Поделился Путин и особенностью своего характера — он помнит обман. А заодно и мечтами — хотел бы своими глазами увидеть, как строился Петербург, как побеждали в войне отцы и деды.

На старт! Внимание! Марш!

Местные власти и правоохранительные органы ждут "прямой линии", пожалуй, с особым волнением. Каждый год они бьют рекорды по скорости реакции. В 2017-м, например, стоило жителям Балашихи рассказать о мучительном запахе от крупного мусорного полигона "Кучино", как губернатор Московской области Андрей Воробьев тут же выехал на свалку. А кубанские власти, не дожидаясь окончания передачи, приступили к ремонту дорог в Краснодаре после жалобы местного студента Валерия Лебедева на извечную русскую беду.

Путин и сам выезжал на места по результатам "прямой линии". Например, в прошлом году в Удмуртии лично посетил разваливающийся барак в Ижевске. На крыльце его встречала Анастасия Вотинцева, дозвонившаяся на передачу. Показала рукой в сторону дома: "Думаю, даже и говорить ничего не надо". Представшее перед глазами действительно было красноречивее любых слов. Спустя год Вотинцева справила новоселье. И, к слову, со всей семьей отдохнула в Сочи — путевку стоимостью 1,37 миллиона рублей ей вручил Путин.

© РИА Новости / Михаил КлиментьевПерейти в фотобанкВладимир Путин во время посещения аварийного жилья семьи Анастасии Вотинцевой в Ижевске. 27 июня 2017
Владимир Путин во время посещения аварийного жилья семьи Анастасии Вотинцевой в Ижевске. 27 июня 2017

Президент РФ Владимир Путин во время ежегодной Прямой линии. 15 июня 2017
"По ком звонит телефон". Первые итоги "прямой линии" с президентом
Но не всегда обращения граждан, даже прозвучавшие в эфире, приводят к счастливой развязке. Год назад Дарья Старикова из города Апатиты Мурманской области слабым голосом рассказала о своей беде. Ее долго лечили от остеохондроза, поздно поставив страшный диагноз — "рак четвертой стадии". Девушка пожаловалась на недоступность медицинских услуг: по ее словам, в Апатитах нет специалистов, больница закрыта, а пациентов отвозят в другой город. Следственный комитет возбудил дело, врачи применили инновационную практику лечения, о состоянии Дарьи Путина информировала министр здравоохранения Вероника Скворцова. Но драгоценное время было упущено. В ночь на 22 мая девушка скончалась в столичной клинике.

"Чудовищные ситуации" решаются сразу

Очевидно, поняв, что ручное управление становится самым эффективным и эффектным, формат "прямой линии" решили довести до совершенства — в данном случае упростить, убрав все наносное. В этом году не будет аудитории в студии, все внимание — вопросам телезрителей. Президент сможет сразу выходить на связь с губернаторами и членами кабмина. Однако, как объяснял пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, суть этого "уникального в мировой практике" мероприятия останется прежней, обновления коснутся технологий.

Президент РФ Владимир Путин во время ежегодной Прямой линии. 15 июня 2017
Готов говорить со всеми: яркие высказывания Путина на прямой линии
Эфирная студия теперь полностью мультимедийная. По всему периметру расположены видеостены, обращения будут выводиться в том числе и на уникальный прозрачный экран. Вопросы к "прямой линии" начали собирать 27 мая. Уже через два дня их набралось почти 200 тысяч. Чаще всего россияне обращались по телефону (более 760 тысяч), с помощью СМС (свыше 300 тысяч), а также через специальный сайт (около 140 тысяч). Колл-центр, принимавший звонки, превратился в ситуационный центр: обращения не только фиксировали, но и сразу пытались помочь.

Ранее пресс-секретарь президента сообщил в интервью Первому каналу, что жалобы граждан направляются в профильные министерства и главам регионов, а "наиболее чудовищные ситуации решаются сразу" при прямом участии Кремля.

Прошлогодняя "прямая линия" породила еще одну особенность: все лето и осень 2017 года Путин, встречаясь с губернаторами, передавал им так называемые зеленые папочки — в них были собраны жалобы от жителей конкретного региона, поступившие на "прямую линию". В нынешнем году зеленые папочки, очевидно, тоже найдут адресатов.

Общество
Комментарии
95 пользователей оставили 165 комментариев
В опроснике ответил "другое". Все остальные ответы - следствие одного: Когда законодатели будут отвечать за их законы, а власть - за их решения?
Как же это смешно все выглядит!!! В стране, в которой, проблема начинает решаться, только после того, как люди встают на колени перед президентом. Полнейшая не эффективность власти и чиновников.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена