Математики из России раскрыли секреты ведения информационных войн

МОСКВА, 7 ноя – РИА Новости. Ученые из МФТИ, МГУ и Института прикладной математики РАН создали математическую модель, описывающую информационную войну. Их выводы опубликованы в журнале Mathematical Models and Computer Simulations.

Общение
Российские ученые выяснили, как работает "сарафанное радио"
"Сейчас исследователи социума в основном делают прогнозы для конкретного случая информационного взаимодействия на основе анализа большого количества исходных данных — к примеру, запросов пользователей в сети. При этом они не занимаются построением универсальных математических моделей. А такие модели необходимы, если мы хотим предсказывать исход информационного взаимодействия", — рассказывает Ольга Прончева из Московского физтеха в Долгопрудном.

В последние годы представители естественных наук — математики, физики и даже вирусологи и эпидемиологи — начали активно интересоваться тем, как информация распространяется среди людей и как это влияет на их поведение и политические предпочтения.

Шесть лет назад американские математики выяснили, как Twitter и другие микроблоги помогали сторонникам "арабской весны" вести пропаганду среди молодежи, а весной этого года российские ученые создали компьютерную программу, способную предсказывать, как распространяется информация через "сарафанное радио".

Изучать подобные общественно-политические процессы, как отмечает Александр Петров, сотрудник ИПМ РАН, довольно сложно потому, что в подобных ситуациях человек очень редко ведет себя рационально и часто руководствуется не вполне логичными и "правильными" идеями — например, соглашаясь с известными политиками в ущерб собственным интересам.

Шествие и митинг, посвященные 98–й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции
Ученые объяснили, почему красный цвет толкает людей на революцию

Российские ученые учли этот фактор при создании собственной модели "информационной войны". Они опирались на идеи о математических основах психологии человека, которые были впервые изложены Николасом Рашевским, американским биофизиком российского происхождения, а также ориентировались на то, что большинство "информационных сражений" носит мгновенный и молниеносный характер.

Это проявляется в том, что участники идеологического конфликта начинают резко наращивать интенсивность пропаганды в тот момент, когда происходит какое-то важное событие. Противникам важно убедить публику в том, что именно их интерпретация произошедшего истинна, а все остальное – "липовые новости" и "дезинформация".

На основе этих идей и выкладок Рашевского российские математики подготовили набор формул, который описывает поведение сторон и общества во время информационной войны, и попытались понять, к каким последствиям она приводит. Для этого они экспериментировали в виртуальной среде и анализировали рекламную кампанию одной IT-фирмы, которая, как рассказывает пресс-служба МФТИ, производила компьютерные игры и постоянно боролась с пиратами, лишавшими ее недополученной прибыли.

Ситуация в Каире
Американские ученые разработали метод организации Twitter-революций

Расчеты и наблюдения показали, что единичные акты пропаганды и информационные вбросы, приуроченные к тому или иному событию, почти не влияют на жизнь общества и не действуют на него так, как хотелось бы участникам "идеологического конфликта". Число носителей подобных "правильных" знаний, как отмечают ученые, ненадолго увеличивалось, а потом опять падало почти до исходного уровня.

С другой стороны, отмечает Петров, длительная и постоянная "накачка" общества пропагандой тоже приводит к нежелательным эффектам из-за развития другого политического феномена – поляризации общества. В результате представители разных идеологических течений прекращают слушать друг друга и пропаганда перестает работать, так как начинает действовать только на своих. Все это, заключает ученый, хорошо согласуется с тем, что сейчас происходит в реальном мире.