Геологи заявляют о скором извержении вулкана у Неаполя

МОСКВА, 15 мая — РИА Новости. Вулканы на Флегрейских полях в окрестностях Неаполя могут извергнуться в ближайшее время, на это указывают накопление тектонического напряжения и деформация пород в жерле бывшего супервулкана, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

"Проследив за формированием трещин и сдвигами пород на Флегрейских полях, мы полагаем, что сейчас этот вулкан достиг критической фазы и дальнейшее повышение активности сделает вероятность извержения достаточно большой. Крайне важно, чтобы местные власти были готовы к подобному ходу событий", — заявил Кристофер Килберн (Christopher Kilburn) из университетского колледжа Лондона.

За время существования человеческой цивилизации произошло семь крупных извержений, одно из которых, взрыв горы Тамбора в 1815 году, уничтожило 71 тысячу человек и привело к заметному похолоданию климата и неурожаю и голоду в разных странах по всей Земле.

Другое крупное извержение, записи о котором стали первыми в истории человечества, произошло в 1538 году в окрестностях Неаполя, на так называемых Флегрейских полях. Они представляют собой жерло крупного супервулкана, извержения которого в прошлом не уступали по силе Тамборе и могли послужить, как сегодня считают геологи, причиной вымирания неандертальцев в Европе примерно 50 тысяч лет назад.

Килберн и его коллеги уже несколько лет наблюдают за состоянием Флегрейских полей, активность которых заметно повысилась в последнее время. Как показали прошлогодние замеры, высота некоторых регионов вулкана растет со скоростью примерно три сантиметра в месяц, что указывает на формирование магматической камеры под Флегрейскими полями. В декабре 2016 года власти Италии серьезно задумались об эвакуации близлежащих населенных пунктов из-за чрезмерно высокой активности вулкана.

Вулкан Сакурадзима на острове Кюсю
Ученые: скорое извержение вулкана в Японии погубит "Помпеи Востока"

Британские и итальянские геологи заявляют, что подобные опасения были вполне обоснованны. Они просчитали скорость накопления магмы в недрах Флегрейских полей в последнюю половину XX века и обнаружили, где находится источник сейсмических толчков и деформаций.

Как объясняют ученые, многие геологические и тектонические процессы можно представить себе как бассейн с входящей и исходящей трубой. В роли первой выступают все источники сейсмического напряжения, в том числе и потоки лавы, поднимающиеся из глубин Земли, а второй — слабые толчки, мини-извержения и прочие способы "безопасного" избавления от этой энергии. Если напряжение высвобождается недостаточно быстро, то оно постепенно накапливается, что в будущем может привести к мощному извержению или землетрясению.

Йеллоустонский вулкан
Ученые: извержения супервулканов происходят почти мгновенно

В районе Неаполя, как показывают замеры Килберна и его коллег, это напряжение накапливается с начала 1950 годов, и к сегодняшнему дню под Флегрейскими полями собралось достаточное количество магмы, чтобы возникло мощнейшее извержение, если она пробьется наружу.

По словам геологов, в последние несколько месяцев лава поднялась до отметки в три километра от поверхности Земли. Как быстро она преодолеет это расстояние и остановит ли на этот раз движение, ученые пока не знают, однако вероятность извержения сегодня максимально высокая за последние несколько сотен лет. Геологи советуют властям Неаполя "быть готовыми" к более серьезным последствиям, чем серия мощных толчков, обычно сопровождавших рост Флегрейских полей в прошлом.