МОСКВА, 30 ноя – РИА Новости. Палеонтологи нашли новые свидетельства того, что знаменитая Люси, считающаяся сегодня "праматерью" нашего рода, проводила много времени на ветках деревьев, а не только путешествовала по равнинам, говорится в статье, опубликованной в журнале PLOS ONE.
"Для нас может показаться уникальным то, что ранние гоминины, такие как Люси, обладали способностью к прямохождению и при этом проводили много времени, лазая по деревьям. Конечно, сама Люси не знала о своей уникальности и просто жила на древней Земле, ходя по земле, лазая по деревьям, где она искала пищу и сплетала гнезда, до тех пор, пока ее жизнь не оборвалась после несчастного случая и падения на землю", — рассказывает Джон Каппельман (John Kappelman) из университета Техаса в Остине (США).
На сегодняшний день среди палеонтологов и антропологов нет единого мнения о том, где находится родина современного человека и когда появились первые представители нашего рода. На эту роль в одинаковой степени претендуют два уголка Африки – национальный парк Аваш в Эфиопии и "колыбель человечества" в Олдувайском ущелье в Южной Африке.
В пользу первого кандидата говорит то, что на территории этого региона еще в 1972 году были найдены останки "Люси" – молодой самки афарского австралопитека, жившей 3,18 миллиона лет назад в регионе Афар в Эфиопии. Ее конечности были приспособлены для прямохождения, а многие черты анатомии были похожи на то, как устроен человек, что заставляет многих ученых считать, что "Люси" является своеобразной "праматерью" рода Homo.
Сегодня у "Люси" появились сильные конкуренты – "Литтлфут" и "человек-звезда" Homo naledi из Южной Африки, поэтому ученые с новым интересом изучают их останки в попытке найти настоящего предка рода Homo.
В августе этого года Каппельман и его коллеги нашли свидетельства того, что Люси умерла, сорвавшись с дерева и ударившись о землю, что зародило сомнения в ее "первородстве" у некоторых ученых. Другие палеонтологи восприняли идею Капельмана в штыки, выразив сомнение в достоверности используемых ими данных и методик их анализа.
Отвечая на критику, авторы статьи повторно проанализировали более 35 тысяч "срезов" ее костей, полученных при помощи "просвечивания" компьютерным томографом всех известных ее останков, и сравнили их останками двух других видов приматов – человека и шимпанзе.
Как объясняют ученые, стиль жизни животного отражается на том, как устроен его скелет – в тех местах, которые испытывают максимальную нагрузку, кости утолщаются, а те кости, которые нагружены меньше всего, наоборот, становятся более тонкими. Соответственно, сравнение костей близкородственных видов позволяет понять, где жил и чем занимался один из их обладателей, зная экологические ниши его родичей.
"Игроки в теннис являются отличным примером этого феномена – костная ткань в их "ракеточной" руке гораздо плотнее, чем ее аналог во второй руке", — продолжает ученый.
Аналогичным образом, кости человека постепенно "утолщаются", если смотреть на них со стороны черепа в направлении ног, что указывает на то, что мы ведем преимущественно наземный образ жизни. Для шимпанзе характерна обратная картина – кости их рук и плеч заметно толще и крупнее сверху, что связано с их древесным образом жизни.
Для Люси, как оказалось, была характерна совершенно иная картина – толщина и прочность верхних и нижних частей ее костей была примерно одинаковой, что означает, что она занимала промежуточное положение между людьми и шимпанзе.
Как считают авторы статьи, подобный результат говорит о том, что афарские австралопитеки проводили примерно равное количество времени на земле и на ветвях деревьев. Как считают ученые, Люси и ее родичи строили гнезда на деревьях, защищавшие их от хищников во время сна или периодов покоя. Днем афарские австралопитеки, вероятно, спускались на землю и искали пищу в саваннах и на равнинах, не избегая при этом и лесов.
Все это, как считают Капельман и его коллеги, не опровергает, а говорит в пользу того, что Люси и ее родичи действительно были "переходным" видом между нашими предками из рода Homo и древними гоминидами.