Физики обошли законы квантовой механики и прочитали нечитаемое

© Fotolia / AbstractUniverseТак художник представил себе стокновение сверхмалых частицТак художник представил себе стокновение сверхмалых частиц

МОСКВА, 20 сен – РИА Новости. Израильские ученые заявляют о том, что им удалось восстановить информацию, потерянную в ходе квантовых измерений, и тем самым обойти пределы по точности замеров, налагаемые принципами квантовой механики, говорится в статье, опубликованной в журнале Europhysics Letters.

"Никто раньше не задумывался о том, как мы можем восстановить данные, потерянные в ходе квантовых измерений. С другой стороны, эта проблема связана с тем, как мы можем находить людей, подслушивающих наши квантовые линии связи, и это изучалось нашими коллегами уже довольно долго", — заявил Ади Манн (Ady Mann) из Технологического института  Израиля в Хайфе (Израиль).

Принцип неопределенности Гейзенберга — фундаментальный закон квантовой механики — ограничивает точность измерения скорости и положения частиц. В соответствии с ним можно или точно измерить положение частицы, или определить, с какой скоростью она движется, что ограничивает точность квантовых замеров и заставляет ученых идти на разные ухищрения при разработке квантовых систем.

К примеру, одной из таких хитростей является прием, который физики называют "сжатием света". Он минимизирует эту неточность и позволяет максимально точно измерить один из двух параметров — его амплитуду или фазу за счет полного незнания второго свойства. И при применении "сжатого света", и при обычных квантовых замерах часть информации, которую несли в себе изучаемые частицы, безвозвратно теряется.

Карта и схема эксперимента в городе Хэфэй, Китай
Физики из Китая и Канады провели "городскую" телепортацию

Манн и его коллега Михаэль Ревзен (Michael Revzen) нашли способ восстановить часть этой потерянной информации, изучая то, что происходит с частицами в том случае, когда ученые замеряют их состояние или случайно, не осознавая того, что они проводят замеры, или замеряя иные свойства, которых на самом деле у изучаемой частицы нет.

Как объясняют ученые, любые наблюдения, и осознанные, и случайные, за квантовой системой можно разделить на два компонента — собственно квантовую часть замеров, и классическую часть, выражающуюся в акте записи результатов этих наблюдений при помощи приборов. Ревзен и Манн считают, что классическая часть замеров может содержать в себе часть "потерянной" информации, которую, по их мнению, можно извлечь, если перед замерами "запутать" изучаемую частицу с другой квантовой системой.

Голограф, созданный в лаборатории Ферми
Физики: опыт не подтвердил того, что Вселенная является голограммой

Во время наблюдений исследователь будет одновременно проводить "слепые" замеры сначала на первой частице, а затем осознанные наблюдения на всей системе в целом, что позволит ему получить некоторое представление о других свойствах частиц, измерявшихся в первой части опытов, даже если он не знает, что именно замерялось и какие результаты были получены.

"Сейчас мы пытаемся найти исчерпывающее доказательство того, что при таких замерах мы получаем максимально возможное количество информации, а также найти четкое определение тому, что действительно является "нечитаемым" и "неопределяемым" в квантовых системах. Этот вопрос сегодня является самой непонятной и туманной для нас частью квантовой механики", — заключает Ревзен.