Кометы могли принести на Землю все ее запасы благородных газов

/
Планетологи из Франции изучили результаты, полученные зондом "Розетта" при изучении кометы Чурюмова-Герасименко, и пришли к выводу, что все запасы благородных газов на Земле, а также почти вся биосфера обязаны своим происхождением кометам.

МОСКВА, 21 мар – РИА Новости. Астероиды и кометы могли доставить на юную Землю не только запасы воды и органику, из которых впоследствии зародилась жизнь, но и все существующие запасы аргона, криптона и других благородных газов, говорится в статье, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Помимо азота, кислорода и  углекислоты, атмосфера Земли содержит в себе небольшое количество так называемых благородных, или инертных газов – гелия, аргона, криптона, ксенона и неона. Благодаря полной внешней электронной оболочке, эти газы крайне неохотно соединяются с другими веществами, и до середины XX века химики считали, что они вообще не способны соединяться с другими элементами.

Такая "несговорчивость", объясняет Бернар Марти из университета Лотарингии в Нанси (Франция), позволяет использовать доли различных благородных газов в недрах нашей планеты и других небесных тел Солнечной системы в качестве своеобразного паспорта, указывающего, откуда эти тела возникли и где родились.

Комета около Земли
Ученые: падающие на Землю кометы могли быть "фабриками" аминокислот
Возможность прочитать такой паспорт Земли появилась у ученых совсем недавно, в августе 2014 года, когда европейский зонд "Розетта" прибыл к комете Чурюмова-Герасименко, чьи древние "кузины" сегодня считаются главными поставщиками воды, аминокислот и другой органики для Земли, на которой изначальные запасы летучих веществ были испарены Солнцем еще до завершения ее рождения.

Млечный Путь полон осколков древних галактик
Земля в большом витке Галактики и органическая "бомбардировка" комет
Изучив спектр хвоста кометы, состоящего из растопленных Солнцем компонентов ее поверхности, Марти и его коллеги обнаружили, что он содержит в себе неожиданно много аргона – в несколько раз больше, чем встречается в толще пород астероидов и образцах лунных пород, доставленных на Землю "Аполлонами".

Как объясняет Марти, такое количество аргона говорит о том, что все земные запасы благородных газов могли быть доставлены на нашу планету кометами, которые падали на ее поверхность примерно 4,2-3,8 миллиарда лет назад, во время эпохи так называемой "поздней тяжелой бомбардировки".

Кроме того, точная доля аргона в кометной материи помогла ученым впервые оценить то, как много аминокислот они принесли на Землю. По расчетам, эта масса составляет примерно 600 миллионов тонн, что сопоставимо с общей массой всех живых существ на Земле. Густой суп из этих аминокислот, считают ученые, помог зародиться жизни в первичном океане нашей планеты.

Такие выводы усиливают положение комет в их споре с астероидами за роль главных поставщиков органики и летучих веществ на Землю и другие близлежащие планеты – по словам ученых, атмосфера и породы Марса тоже содержат в себе следы аргона, принесенного кометами.

С другой стороны, судя по соотношению аргона и дейтерия, тяжелой формы углерода, одна часть этого спора остается за астероидами – кометы, как подсказывают расчеты Марти и его коллег, могли принести на Землю не более процента от ее текущих запасов воды. Поэтому этот спор, по всей видимости, будет продолжать будоражить умы ученых – по словам авторов статьи, его разрешение потребует доставки образца кометной материи на Землю, и пока таких миссий ни НАСА, ни другие космические агентства, не запланировали.