Палеонтологи нашли в Узбекистане тираннозавра-"Тамерлана"

Тираннозавр, найденный в Узбекистане и названный в честь Тамерлана
Российские и шотландские палеонтологи обнаружили в Узбекистане останки необычного тираннозавра, "Тамерлана" мелового периода, чье открытие пролило свет на то, как появились "короли мезозоя", Tyrannosaurus rex.

МОСКВА, 15 мар – РИА Новости. Палеонтологи нашли в пустыне Кызылкум на севере Узбекистана необычные останки примитивного тираннозавра-"Тамерлана", чье открытие пролило свет на то, как появились "короли мезозоя", Tyrannosaurus rex, говорится в статье, опубликованной в журнале PNAS.

"Предок тираннозавров выглядел очень похоже на то, как выглядит Timurlengia, хищник размером с лошадь и обладавший очень крупным мозгом и очень острым слухом, который бы утер нос любому из нас. Только в тот момент, когда эти древние тираннозавры обзавелись "умным" мозгом и обостренными органами чувств, они смогли достичь колоссальных размеров "короля мезозоя". Тираннозаврам пришлось сначала поумнеть, прежде чем они смогли стать большими", — рассказывает Стивен Брусатт (Steve Brusatte) из университета Эдинбурга (Шотландия).

Брусатт и его коллеги, в том числе и ученые из России, проводили раскопки на территории Узбекистана, в пустыне Кызылкум, где залегают породы формации Джаракудука, сформировавшиеся в первой половине мелового периода, примерно 90-100 миллионов лет назад.

Так художник представил себе “киллера” тираннозавров из Юты (С) Jorge Gonzales
Палеонтологи подтвердили, что тираннозавры были каннибалами

Этот регион Средней Азии интересовал ученых по той причине, что примерно 50 лет назад советские ученые обнаружили здесь останки предположительного тираннозавра, которые впоследствии были утеряны. Так как азиатские тираннозавры из этой геологической эпохи крайне редки, Брусатт и его коллеги попытались найти другие следы этой группы динозавров в породах Джаракудука.

Ученым улыбнулась удача – им удалось открыть в песках пустыни фрагменты челюстей, позвонков и другие останки достаточно небольшого тираннозавра, чья длина составляла примерно три метра, а масса – примерно 170-270 килограмм.

Двумя главными необычными чертами этого динозавра, который был назван "Тамерланом" учеными (Timurlengia euotica), было то, что у него был крайне вместительная черепная коробка, необычно крупная для динозавров, и крупные слуховые отверстия, говорящие об очень чутком слухе "тамерланов".

Так художник представил себе “дракона жэнюаня Суня
Ученые нашли в Китае двухметрового пернатого динозавра с крыльями

По современным представлениям, первые предки тираннозавров появились еще в юрском периоде, примерно 170 миллионов лет назад. До самого конца мелового периода, когда появились королевские тираннозавры, альбертозавры и таброзавры, они оставались относительно мелкими хищниками, и ученые гадали, почему это так происходило.

Как теперь считают Брусатт и его коллеги, причиной этого было то, что изначально тираннозавры обзавелись мощным слухом и крупным мозгом, позволившим им освоить новые экологические ниши, и лишь потом стали расти в размерах. Вполне возможно, что это произошло именно в прибрежных степях в будущей Средней Азии, а не в будущей Америке или Восточной Азии.

"Середина мелового периода является загадочным для нас временем в истории эволюции сухопутных животных, так как нам известно лишь крайне небольшое число окаменелостей того периода. Узбекистан является одним из редких мест, где они присутствуют. Похоже, что ранняя эволюция многих групп динозавров, таких как тираннозавров, протекала на прибрежных равнинах Средней Азии в эту эпоху", — заключает Александр Аверьянов из Санкт-Петербургского государственного университета.

• Супер. А рядом нет лазерного оружия? По моей теории люди жили вместе с динозаврами тоже и раньше даже.
    15.03.2016
  • Тиран среди динозавров.
    15.03.2016