Ученые впервые восстановили хрусталик глаза с помощью стволовых клеток

Человеческий глаз
Американские и китайские биологи разработали методику лечения катаракты глаза при помощи стволовых клеток. Технология позволяет выращивать новый хрусталик прямо внутри глаза пациента.

МОСКВА, 10 мар – РИА Новости. Американские и китайские молекулярные биологи научились превращать стволовые клетки в "заготовки" хрусталика и успешно заменили им поврежденную "линзу" в глазах 12 пациентов с катарактой, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

"Главная задача всех исследований со стволовыми клетками – научиться пользоваться их регенеративным потенциалом для починки органов и тканей и излечения врожденных болезней. Наш успех являет собой пример того, как мы можем реализовать подобную починку органа при помощи уже имеющихся клеток", — заявил Кан Чжан (Kang Zhang) из университета Калифорнии в Сан-Диего (США).

Чжан и его коллеги смогли достичь подобного успеха, используя не эмбриональные или перепрограммированные стволовые клетки, а их так называемых "нишевых" кузенов, обитающих в небольшом количестве в некоторых органах тела, в том числе в глазе и в его хрусталике.

Эти клетки, как объясняют ученые, используются организмом для осуществления "мелкого ремонта" и постепенной замены умирающих клеток. В старости эти клетки постепенно теряют свою способность к делению и снижают свою активность. Этим объясняется, почему катаракта и многие другие проблемы со зрением развиваются в основном в пожилые годы.

Авторы статьи предположили, что популяцию подобных клеток в хрусталике глаза можно использовать для того, чтобы вырастить новую "биолинзу" после того, как старый дефектный хрусталик был удален хирургическим путем.

Сетчатка, выращенная из стволовых клеток учеными из Канады
Медики впервые вырастили фоторецепторы сетчатки из стволовых клеток

Для этого ученым пришлось изменить протокол операции по удалению катаракты, так как сегодня она приводит к удалению не только хрусталика, но и стволовых клеток. Используя свой собственный вариант операции, ученые удалили поврежденные хрусталики в глазах нескольких крыс и кроликов, и попытались восстановить их, стимулируя рост стволовых клеток.

Эксперимент завершился крайне удачно – через семь недель после операции хрусталик полностью восстановился, и животные обрели полноценное зрение. После этого успеха ученые получили разрешение на проведение клинических испытаний на группе из 12 младенцев, родившихся с врожденной катарактой глаз.

Через три месяца, как рассказывают ученые, хрусталики у всех грудничков полностью восстановились и дети обрели нормальное зрение. Сейчас авторы статьи работают над адаптацией данной методики восстановления зрения для работы с глазами пожилых людей. Успешная реализация этой задачи, по словам биологов, поможет ликвидировать главную на сегодняшний день причину потери зрения.

• это круто! реальный успех!
    мои поздравления китайцам и пиндосам!
    10.03.2016
  • это круто! реальный успех!
    мои поздравления китайцам и пиндосам!
    10.03.2016
  • Дойдет ли это до простых людей.
    10.03.2016