Астрономы подсчитали количество пыли в "южной" половине Галактики

/
Астрофизики опубликовали новую карту самых пыльных мест в нашей Галактике, на которой можно увидеть те места, где в будущем будут рождаться новые звезды, а также расмотреть загадочные нити из пыли, опоясывающие большую часть Млечного Пути.

МОСКВА, 24 фев – РИА Новости. Радиотелескоп APEX в чилийской пустыне Атакама помог астрофизикам подсчитать массу пыли в той части Галактики, которая видна в южном полушарии Земли, и оценить массу всей пыли во Вселенной, говорится в статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics.

"Обзор ATLASGAL дал нам уникальные сведения о том, где возникнут будущие поколения сверхкрупных звезд и больших их скоплений. Объединив полученные данные с тем, что собирал зонд "Планк", мы теперь сможем понять, как устроены и как расположен гигантские облака из молекулярного газа внутри галактик", — заявил Тимеа Ченгери (Timea Csengeri) из Института радиоастрономии в Бонне (Германия).

Ченгери и его коллеги на протяжении десятилетий наблюдают за самыми "темными" и холодными уголками нашей Галактики, используя телескоп APEX – прототип мощнейшего микроволнового телескопа мира ALMA, установленный рядом с ней на территории высокогорного плато Чахнантор в чилийской пустыне Атакама.

С начала 2000 годов данный телескоп составляет карты самых "пыльных" участков Галактики, заполненных крайне холодными частицами межзвездной материи, которые остаются невидимыми для всех оптических и инфракрасных телескопов из-за их сверхнизкой температуры. Данные карты, как объясняют астрономы, необходимы для полного понимания того, как рождаются звезды в Млечном Пути и как пыль влияет на фоновое микроволновое излучение, содержащее в себе "эхо Большого Взрыва".

Первые результаты этого обзора были обнародованы еще в 2009 году – тогда астрономы представили публике карту пыли в небольшой части галактики, в узкой полосе ночного неба, ширина которой была примерно в четыре раза выше, чем у Луны во время полнолуния.
Новый вариант ATLASGAL покрывает заметно более крупный сегмент галактики, который примерно в четыре раза больше по площади, чем набор данных от 2009 года, и покрывает всю часть Млечного Пути, видную во время ночи в южном полушарии Земли.

Астрономы составили атлас самых пыльных мест Галактики

Помимо большей площади атласа, улучшилось и его качество – ученые повысили разрешение APEX и заново изучили те уголки галактики, которые попали в обзор 2009 года, и скомбинировали полученные данные с результатами наблюдений с зонда "Планк", который параллельно готовил еще одну карту пыли в Галактике с 2009 по 2013 год.

Объединение результатов "Планка" и APEX помогло ученым, как рассказывает Ченгери, впервые увидеть крупные облака из пыли, обитающие в пустоте между звездами, раскрыть манеру их "миграций" и понять, где в ближайшем будущем могут возникнуть новые светила и скопления звезд.

К примеру, используя эти данные, ученые подсчитали массу пыли и газа в одних из крупнейших "звездных яслей" Млечного пути – в гигантском молекулярном облаке W43. Его масса, как показывают данные с APEX, превышает солнечную в 11 миллионов раз, что соответствует результатам, полученным иными способами.

Кроме того, авторы статьи подтвердили, что в "пыльной" части Млечного Пути присутствуют необычные гигантские нити из газа и пыли, простирающиеся на десятки тысяч световых лет и обладающие толщиной в сотни световых лет. Общая масса газа и пыли в них и в "южной" половине Галактики в целом составляет, по новым оценкам ученых, примерно миллиард масс Солнца. В ближайшее время ученые обещают завершить анализ данных и рассказать о том, какие секреты Вселенной им раскрыла космическая пыль Млечного Пути.

• Хоршее занятие - массу материи считать в "южной" половине Галактики, особенно когда неизвестна природа болшей части материи.
    25.02.2016