Физики научились ставить кипящую воду "на паузу" при помощи лазера

Пузырь, замороженный в кипящей воде при помощи лазера
Ученые из университета Сиракьюз создали необычную технологию, которая позволяет "замораживать" воду во время ее кипения, что позволит в будущем понять, как заставить воду кипеть в космосе и как можно улучшить работу жидкостных систем охлаждения электроники.

МОСКВА, 24 фев – РИА Новости. Американские ученые разработали технологию, которая буквальным образом позволяет ставить процесс кипения воды "на паузу", мешая образованию пузырьков внутри кипящей жидкости, говорится в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Эта технология позволит нам проанализировать процесс кипения воды на самом фундаментальном уровне. Понимание его позволит нам создавать поверхности, позволяющие достичь максимального переноса тепла, а также понять, как мы можем заставить воду кипеть в условиях невесомости, где отсутствие гравитации приводит к скоплению пузырьков на нагреваемой поверхности", — заявил Шалаб Мару (Shalabh Maroo) из университета города Сиракьюз (США).

Мару и его коллеги научились останавливать кипение благодаря двум вещам – специальному лазеру и особой кремниевой пластинке-нагревателю, взаимодействие которой с лазерным лучом предотвращало появление пузырьков в воде.

Как рассказывают ученые, процесс появления пузырьков с паром внутри кипящей жидкости пока остается загадкой для физиков: они пока не до конца уверены в том, что знают, как происходит фазовый переход между жидким и газообразным состоянием воды или других веществ, от чего зависят размеры и другие свойства пузырьков.

Пузырьки пара, по словам Мару, формируются у дна нагреваемого сосуда, где они растут и затем поднимаются к поверхности. Их свойства, отмечает ученый, зависят от того, как устроена тонкая водная прослойка, отделяющая дно сосуда от нижней части пузырька. Изучение этого слоя до настоящего времени было фактически невозможно из-за скорости формирования пузырьков и отсутствия надлежащих инструментов по наблюдению за ними.

Так художник представил себе молекулы воды, соединенные водородными связями
Физики нашли объяснение аномальным свойствам воды в ее структуре

Группа физиков под руководством Мару получилось "заморозить" процесс формирования пара, облучая пластину из трех слоев – чистого оксида кремния, золота и силиконового стекла, расположенную на дне сосуда с горячей, но не кипящей водой, при помощи сверхкоротких импульсов лазера.

При постоянной "лазерной бомбардировке" на поверхности этой пластины возникает пузырь из пара, который будет оставаться "приклеенным" к ней часами, пока ученые будут продолжать облучать кремниевый "бутерброд".

Наблюдения за этим "замороженным" пузырем пара уже помогли физикам раскрыть несколько интересных и ранее неизвестных особенностей того, как кипит вода. К примеру, ученые выяснили,  что структура прослойки между пузырем и дном сосуда зависит от степени нагрева – чем выше температура, тем тоньше будет этот слой.

Более того, при достижении определенной отметки он делится на три разных региона – в его центральной части возникает сухое пятно, а по краям – две зоны испарения воды, в которых жидкость превращается в пар по двум разным сценариям. Их изучение, как надеются ученые, поможет создать новые сверхэффективные системы охлаждения, а также позволит экипажу МКС и других космических станций и кораблей выпить горячего чаю или кофе, вскипятив воду в космосе.

1 пользователь оставил 2 комментария
  • Крутое признание ученых:
    "Как рассказывают ученые, процесс появления пузырьков с паром внутри кипящей жидкости пока остается загадкой для физиков: они пока не до конца уверены в том, что знают, как происходит фазовый переход между жидким и газообразным состоянием воды..."
    24.02.2016
  • И вот опять - основная тайна процесса спрятана в динамике пограничного слоя, о чем и говорил Ацюковский.

Но в этой статье, "ученые" почему-то не упомянули, как их лазер был спин-модулирован??
    А в "российских" СМИ недавно еще так кричали, что торсионные поля - это лженаука!
    Зато на Западе почему-то очень активно продолжают наши торсионные исследования... Вот уже и кипящую воду "заморозили".
    24.02.2016