Ученые обнаружили ген, заставляющий человека уходить в запои

Американские генетики выяснили, что причиной запойного пьянства могут быть мутации и повреждения в гене GIRK3, отключение которого в организме мышей превратило их в запойных алкоголиков.

МОСКВА, 12 мая – РИА Новости. Генетики нашли в ДНК человека особый ген GIRK3, который отвечает за синтез белка, нарушение чьей работы в организме мышей превращало их в запойных алкоголиков, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

"Мыши, у которых поврежден или отсутствует ген GIRK3, пьют очень много или потому, что они чувствуют больше удовольствия от употребления алкоголя и поэтому они становятся более заряженными на "продолжение банкета". Или же они могут уходить в запои по той причине, что они чувствуют меньше удовольствия и поэтому им приходится выпивать больше для достижения того же состояния", — объясняет Кэндис Конте (Candis Contet) из Исследовательского института Скриппса в Ла-Хойе (США).

Конте и ее коллеги нашли потенциальное объяснение тому, почему некоторые люди более склонны к запойному алкоголизму, чем другие, наблюдая за изменениями в работе мозга при появлении в нем больших количеств молекул этилового спирта.

Экспериментируя на отдельных нервных клетках в предыдущие годы, авторы статьи и многие другие группы ученых заметили, что алкоголь сильно влияет на работу особых каналов на поверхности нейронов, которые кодируются генами из семейства GIRK. Эти каналы играют важную роль в жизни клеток, управляя силой вырабатываемого ими сигнала.

Биологи сконцентрировали свое внимание на гене и белке GIRK3, через который действует кокаин и оксибутират натрия (популярный уличный стимулятор). Они проверили, связан ли он с формированием зависимости или другими проявлениями алкоголизма, повредив данный ген в ДНК нейронов мозга мыши.

Изначально ученые не видели сильных изменений – генномодифицированные мыши столь же охотно употребляли алкоголь и столь же быстро выводили его из крови, как и их нормальные родичи. Однако когда Конте и ее коллеги перешли к экспериментам, имитирующим многочасовые посиделки в баре, они раскрыли неожиданный эффект.

Когда мыши имели доступ к алкоголю только на протяжении двух часов в сутки, грызуны с отключенным геном GIRK3 в прямом смысле напивались в стельку, выпивая намного больше спирта, чем их нормальные сородичи.

По словам ученых, данный эффект связан с тем, что в организме нормальных мышей алкоголь усиливает частоту и силу импульсов в центре удовольствия, действуя на каналы GIRK3 и заставляя их пропускать больше ионов внутрь нейронов, чем этого требуется.

Поэтому, по всей видимости, ближе к действительности второе предположение – мыши с удаленным геном GIRK3 могут уходить в запой по той причине, что алкоголь начинает действовать на них слабее, чем на их нормальных сородичей.

Что интересно, добавление дополнительных копий этого гена в центр удовольствия в мозге мышей приводило к обратному эффекту – такие грызуны пили значительно меньше, чем особи из контрольной группы.

Это, как считают Конте и ее коллеги, дает нам надежду на то, что проблему запойного пьянства можно решить медицинским путем, если ученым удастся синтезировать такое вещество, которое бы усиливало работу GIRK3-каналов в организме хронических алкоголиков и помогало бы им выходить из запоев.