НАСА объявило об открытии первой потенциально обитаемой планеты

Планета Kepler-22b глазами художника

МОСКВА, 5 дек - РИА Новости. Группа ученых, работающих с космическим телескопом НАСА "Кеплер", обнаружила и впервые подтвердила существование первой похожей на Землю планеты, находящейся в "зоне жизни" - на таком расстоянии от звезды, где может присутствовать жидкая вода, а значит, возможно, и живые организмы. Об этом ученые сообщили на брифинге в понедельник.

Это важнейшая веха на пути поисков планеты-близнеца Земли, - заявил Дуглас Хаджинс (Douglas Hudgins), руководитель программы "Кеплера", выступая в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне.

Система Kepler-22 по сравнению с Солнечной системой

К настоящему моменту "Кеплер" обнаружил около 1 тысячи планет-кандидатов, десять из них близки по размерам к Земле и обращаются в "зоне жизни". В феврале было заявлено о 54 потенциально обитаемых планетах-кандидатах. Первой подтвержденной из них стала Kepler-22b - самая маленькая планета из всех, обращающихся в середине "зоны жизни" вокруг звезды, похожей на наше Солнце.

Радиус этой планеты примерно в 2,4 раза больше радиуса Земли. В настоящее время ученые пока не могут сказать, состоит ли эта планета в основном из твердых пород, из газа или жидкости.

Kepler-22b находится в 600 световых годах от Земли, период ее обращения вокруг звезды составляет около 290 дней. Звезда относится к тому же классу, что и наше Солнце - к спектральному классу G, хотя несколько меньше и холоднее.

Научный руководитель проекта Уильям Боруцки (William Borucki) отметил, что ученые между собой назвали Kepler-22b "рождественской планетой". Третий решающий транзит, подтвердивший присутствие планеты, ученые зафиксировали 22 декабря 2010 года, всего за несколько дней, как на телескопе были зафиксированы неполадки.

"Мы считаем эту планету подарком, нашей рождественской планетой", - сказал ученый.

По словам исследователя еще около 100 планет-кандидатов в поле зрения "Кеплера" укладываются в температурный диапазон от 185 до 300 кельвин.

"Мы наконец нашли планету в зоне жизни и подтвердили ее существование. У нас достаточно надежные данные, она находится не у края "зоны жизни", и если у нее есть поверхность...", - сказал Боруцки, отвечая на вопрос о том, является ли эта планета наиболее вероятным местом нахождения жизни.

В сентябре 2010 года астрономы из университета Калифорнии в Санта-Круз и Института Карнеги в Вашингтоне заявили о открытии первой потенциально обитаемой планеты за пределами Солнечной системы - GJ (Gliese) 581g.

Наблюдения с помощью так называемого метода лучевых скоростей - собственных движений звезды вдоль луча зрения, вызванных гравитационным воздействием планет - позволили ученым найти у звезды Gliese 581 шесть планет, однако из которых - GJ 581g должна была находиться в зоне жизни. Равновесная температура на GJ 581g должна была составлять - 228 кельвин (45 градусов ниже нуля). Две ранее открытые планеты GJ 581c и GJ 581d находились по краям "зоны жизни", первая с "горячей", а вторая - с "холодной" стороны.

Однако позже, в октябре 2010 года, ученые подвергли сомнению это открытие. Данные наблюдений с телескопа в обсерватории Ла-Силья Европейской южной обсерватории (ESO) не подтвердили существование GJ 581g.