slide

Астрономы обнаружили первую потенциально обитаемую экзопланету

Первая потенциально обитаемая планета за пределами Солнечной системы обнаружена у небольшой звезды, находящейся в 20 световых годах от Земли в созвездии Весов.

МОСКВА, 30 сен - РИА Новости. Первая потенциально обитаемая планета за пределами Солнечной системы обнаружена у небольшой звезды, находящейся в 20 световых годах от Земли в созвездии Весов, сообщают астрономы из университета Калифорнии в Санта-Круз и Института Карнеги в Вашингтоне в статье, принятой к публикации в Astrophysical Journal.

В результате десятилетних наблюдений с помощью одного из крупнейших наземных телескопов в обсерватории Кека на Гавайях группа под руководством профессора университета Калифорнии Стивена Фогта (Steven Vogt) и Пола Батлера (Paul Butler) из Института Карнеги обнаружила у звезды-красного карлика Gliese 581 планету с твердой поверхностью, попадающую в так называемую "зону жизни".

Одним из наиболее важных для существования жизни факторов является наличие на планете жидкой воды. Диапазон температур, в которых может существовать жидкая вода, достаточно узок. Астрономы могут рассчитывать диапазон расстояний до звезды, в котором на планете может быть вода, этот диапозон и называется "зоной жизни".

Масса звезды Gliese 581 составляет 31% от массы Солнца. Рядом с ней ранее были обнаружены четыре планеты массой от 0,6% до 4% от массы Юпитера.

В новой статье ученые сообщают об открытии еще двух планет, что делает эту планетную систему самой "густонаселенной" среди известных. Самой большой до сих пор считалась система звезды HD 10180, вокруг которой обращаются как минимум пять планет, а существование еще двух предстоит доказать.

Наблюдения с помощью так называемого метода лучевых скоростей - собственных движений звезды вдоль луча зрения, вызванных гравитационным воздействием планет - позволили ученым найти у звезды Gliese 581 еще две планеты, получивших обозначения GJ 581f и GJ 581g.

"Наблюдения показывают присутствие в системе пятой планеты, GJ 581f, с массой в 7 масс Земли, обращающейся на расстоянии 0,758 астрономической единицы (эта единица равна среднему расстоянию от Солнца до Земли) с периодом 433 дня, а также шестой планеты, GJ 581g, с массой в 3,1 раза больше массы Земли, обращающейся на расстоянии 0,146 астрономической единицы с периодом 36,6 дня", - говорится в статье.

"Оценка равновесной температуры на GJ 581g - 228 кельвин (45 градусов ниже нуля), это свидетельствует о том, что она находится прямо в середине "зоны жизни", - подчеркивают астрономы.

Две ранее открытые планеты GJ 581c и GJ 581d находились по краям "зоны жизни", первая с "горячей", а вторая - с "холодной" стороны.

Как и в нашей Солнечной системе планеты вокруг Gliese 581 вращаются по почти круговым орбитам.