Рейтинг@Mail.ru
Юрий Норштейн. Открытая лекция. Страница 9 - РИА Новости, 12.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Юрий Норштейн. Открытая лекция. Страница 9

Читать ria.ru в
Да, деньги пахнут. Для меня это принципиально. Не у каждого можно брать деньги. Я уважаю мать Терезу, но то, что она брала деньги от палача Гаити, думаю, не лучшая страница ее биографии. Легко быть снобом, это понятно, потому что ни за что не отвечаешь. Вообще, жизнь в состоянии абсолютной безответственности – это, в общем, не жизнь. Это и приводит к состоянию, которое называется цинизмом, потому что тебе все по барабану, хотя есть более яркое русское определение.

Вопрос из зала: Вы отсматриваете огромное количество работ, интересно сравнить свободу и несвободу десяностых с тем, что вы видите сейчас, есть разница в самовыражении режиссеров?

 

Юрий Норштейн: К сожалению, последние двадцать лет я всегда говорил: “Извините, но сколько бы вы ни говорили о свободе, а счет-то все равно в пользу того искусства, а не этого”. Искусства восьмидесятых, семидесятых, шестидесятых, потому что оно было охвачено гораздо более сильным желанием сделать хорошо, а не сделать коммерчески. Сегодня только у отдельных личностей – Хлебникова, Попогребского – есть попытки прорваться и сохранить себя. Это очень сложно, но они пытаются это делать, и кажется, им это удается.

 

Вопрос из зала: Время и запреты отражаются в анимации?

 

Юрий Норштейн: Могу сказать вам твердо: я проходил через эти запреты. Даже сценарий Ежика в тумане сначала не приняли. Это сценарий по сказке Козлова. Мы пошли с Козловым в Госкино, танцевали краковяк перед главным редактором. Та же самая история была со “Сказкой сказок”, но за мной уже была биография, и она на меня работала. Вот, говорят, цензура! Простите, но можно было в эти двадцать лет сделать такой фильм, как “Сказка сказок”? Кто бы дал его делать? Но я его сделал, он получился больше минут на восемь по сравнению со сценарием, меня за это хлестали по всем местам, требовали фильм сократить, я сказал, что не буду этого делать. Но результат каков? Фильм-то есть.

 

Андрей Хржановский же делал свои фильмы, хотя их все время запрещали. Но один только его фильм по поэзии Пушкина – если бы его показали в школах, он дал бы гораздо больше, чем все, что говорится на уроках литературы. Потому что в этом фильме рисунки Пушкина, стихи Пушкина, музыка Шнитке, актеры – Юрский, Смоктуновский, все самое-самое.

 

Вопрос из зала: Все знают историю с “Шинелью”, и очень часто обсуждают, почему вы ее не заканчиваете. Версий много, и есть версия о том, что недостаточно денег. Для вас принципиально, кто вам дает деньги?

 

Юрий Норштейн: Да, деньги пахнут. Для меня это принципиально. В 1989-м году мне позвонили и сказали, что один человек хочет дать мне денег. По тем временам сумма была астрономическая – пятьсот тысяч долларов. Я пришел к нему на встречу, и он мне не понравился. Цветочный магнат, немножко с партийным билетом. Я говорю: Знаете, я должен подумать. Потом я позвонил и сказал, что деньги не возьму. Как он на меня рассвирепел, если бы вы знали!

 

Не у каждого можно брать деньги. Я уважаю мать Терезу, но то, что она брала деньги от палача Гаити, думаю, не лучшая страница ее биографии. Сегодня мы деньги сами зарабатываем – меня накормила моя книга, поэтому сегодня мне неприлично брать деньги. Каждую субботу я сам торгую у нас в студии, как добросовестный бизнесмен – терпеть не могу это слово).

 

Катерина Гордеева: А все-таки, “Шинель” почему не заканчиваете?

 

Юрий Норштейн: Мне мало кто поверит, но я восемь лет вообще ничего не делал. Это было как раз тогда, когда началась перестройка, и когда что-то случилось с моими товарищами на студии и с самой студией “Союзмультфильм”. Я понял, что больше не могу там находиться. Это горькие страницы.

 

Катерина Гордеева: Этот кризис закончился?

 

Юрий Норштейн: Мне помогали. Ролан Быков помог нам обрести студию, которая сейчас у нас есть – не подумайте, что это моя. Когда у нас не было возможности работать, нам платил зарплату один человек, к сожалению, он погиб в 1999-м году, Витя Тинаев. Мы с ним просто дружили. И конечно, нам очень много помогал «Сбербанк» в тот момент, когда там был Андрей Казьмин. Он уже года четыре как там не работает. Нам дали деньги на “Шинель”, но как только в “Сбербанке” появился Герман Греф, я тут же эти деньги вернул. Ничего с этим не поделаешь. Честь превыше.

 

Вопрос из зала: Хотелось бы услышать, как вы понимаете разницу между цинизмом и пошлостью?

 

Юрий Норштейн: Они очень близко сходятся. Легко быть снобом, это понятно, потому что ни за что не отвечаешь. Вообще, жизнь в состоянии абсолютной безответственности – это, в общем, не жизнь. Это и приводит к состоянию, которое называется цинизмом, потому что тебе все по барабану, хотя есть более яркое русское определение. Что касается пошлости, это затверженные истины, которые повторяют с лицом сиюминутного открытия, и тогда появляется в этом что-то гадкое. Уходит самое главное.

 

Я как-то спросил свою помощницу, как она определяет пошлость, и она хорошо сказала: “Это когда не смешно”. Когда человеку кажется, что он в этот самый момент открывает серьезную истину и самое главное, к этой истине все должны прислушаться, – вот это пошло. Эта позиция сейчас характерна для нашей Думы и, вообще, для высоких политиков. Им кажется, что они открывают истину, и вокруг никто ничего не понимает. Вот это пошлость.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала