Вера Костамо, РИА Новости.
В 16:22 одиннадцатилетняя Даша Арташина написала на своей странице в социальной сети: "У меня все прекрасно", в 19:26 самолет, в котором девочка летела со своей мамой, разбился.
За три дня после трагедии запись набрала более 19 тысяч лайков.
Наташа была одной из подруг Даши в Москве, девочки много гуляли и делились секретами. По словам Наташи, Дарья была ее лучшей подругой и всегда поддерживала в трудную минуту.
"Она постоянно говорила про Казань, свою школу и друзей там. И добавила, что почему-то боится", — вспоминает Наташа.
Там же в соцсети Даша напишет: "3 дня…3 дня…и Казань".
Вывеска над крыльцом гимназии, на трех языках — русском, татарском и английском, — приглашает в мир знаний. В здании, слева от центрального входа, там, где родители встречают детей после уроков, стоит стенд с портретом Даши, в вазе охапка цветов, рядом игрушки. Распечатанные ноты. Даша любила музыку.
Те, кто ждет учеников из начальной школы, подходят к портрету, читают некролог на ребенка, который учился здесь и вполне мог быть ровесником их собственных детей.
Молчат, плачут.
В гимназии чисто и светло, по обычному расписанию идут уроки. Мальчики и девочки ходят в форме: коричневые платья с белыми воротничками и черные фартуки у девочек, синие костюмы у мальчиков.
В понедельник, 18 ноября, на следующий день после трагедии, на первом уроке вспоминали Дашу.
"В понедельник я ехала в школу и уже все знала, мне было страшно. Как я сейчас увижу свой 5 "Г", что им скажу. У меня уже новый первый класс, но с ребятами мы дружим. Зашла в здание, и ко мне сразу подбежали дети, все в слезах, — рассказывает Алсу Зиннуровна Сафина, первый учитель Даши. — Я старалась каждого приобнять, успокоить".
Алсу Зиннуровна работает в гимназии уже 19 лет. Рассказывая о Даше, учитель говорит в настоящем времени "она очень хорошая девочка, подвижная, веселая". Слово "была" не произносит.
В тот понедельник Алсу поднялась с пятиклашками в их кабинет. Они разговаривали, вспоминали Дашу, кто какой помнит ее, молчали. В этот день с детьми работали школьные психологи.
"Мы просто вспомнили, какая была Даша, веселая, открытая, общительная. Несколько минут мы молчали, каждый вспоминал что-то хорошее о Даше, — говорит учитель. — Дети постоянно повторяли — очень жалко, очень жалко Дашу".
По словам Алсу, Даша пришла в первый класс с невероятным желанием учиться.
"Первый учебный день, наверное, я никогда не забуду: она села за парту, ей было все интересно. Я проводила их самый первый урок-знакомство, и не было ни одного вопроса, на который Даша не ответила бы", — вспоминает учитель.
Даша старалась везде успеть, даже на перемене занималась делом, рисовала или читала.
"Она подходила ко всему серьезно. Краски смешивала, искала особый, нужный ей цвет. Всегда в движении, занималась в музыкальной школе. Очень много читала, могла всю перемену пропадать в библиотеке", — говорит Алсу.
Всегда выполняла домашнюю работу, давала развернутые ответы, обижалась и сразу прощала, общалась со всеми ребятами, была волонтером на Универсиаде, не унывала, училась в музыкальной школе, была обычной хорошей девочкой. Учительница, вспоминая Дашу, иногда останавливается.
"Она у меня перед глазами стоит, как они переехали, я с ней не созванивалась. До трагедии дня за три я ее вспоминала, как она там, в Москве. Все ли у нее сложилось в новой школе", — рассказывает Алсу.
По словам учителя, с мамой у Даши были особые, теплые отношения.
Однажды Даша напишет: "Мама — это мое первое слово. Кто такая мама? Мама — это человек, который помогает тебе, понимает тебя, оберегает тебя и любит! Моя мама очень красивая, ласковая и нежная".
В одном из сочинений на тему, кто кем хочет стать в жизни. Даша написала, что хотела бы стать моделью.
"Она высокая, красивая, с большими глазами. Думаю, у нее все получилось бы", — говорит Алсу.
Ребята с классом много путешествовали, были в Москве, Великом Устюге, в мае ездили в Санкт-Петербург.
"Мы ездили туда на майские праздники. Мне было очень интересно за ними наблюдать, они ведь уже взрослые, как они общаются, как делятся друг с другом секретами", — вспоминает учительница.
Одноклассники Даши приходят на переменах к Алсу поговорить. Ребята из других классов заглядывают в кабинет, не решаются заходить.
"Дети за несколько лет становятся родными. Каждого знаешь, за каждого переживаешь, — рассказывает Сафина. — Я видела слезы детей, видела, как они переживают, как повзрослели за один день. Кто-то не мог плакать, дети переживали трагедию внутренне. Мы сплотились после этого воскресенья".
В классе, где Даша сидела за четвертой партой, сейчас занимаются первоклашки.
Алсу подходит к месту Даши, аккуратно поправляет прописи уже другого ученика.
"Не верится. Тяжело. Не представить, как им было страшно в последние минуты", — говорит Алсу.
Многие родители с детьми ездили в аэропорт ко второму терминалу после катастрофы, отвозили цветы и игрушки. Ставили свечи за Дашу.
Пишут друзья и знакомые Даши в соцсетях:
"Лично для меня крушение Боинга-737 стало огромной трагедией. Я хоть и не так много общалась с Дашей, но все же знала ее четыре года…Мне было тяжело перенести то, что ее нет больше с нами. Не могу смириться…"
"Каждый день мы с девчонками подходим к нашем стендику с фотографией Даши… Цветочки аккуратненько расставляем, игрушки…Вчера и сами со слезами на глазах поставили в эту вазу 14 гвоздик…"
"Дорогая Даша, даже не верится, что тебя теперь нет с нами рядом. Мы все всегда будем помнить тебя, такую добрую жизнерадостную, позитивную, открытую. В общем, самую-самую. Мы плакали в классе, даже мальчики. Пусть мы и ссорились, ты всегда будешь в наших сердцах. Мальчики принесли твою фотографию, поэтому ты всегда теперь будешь с нами".
"Ошибаюсь, обжигаюсь. Иду дальше — улыбаюсь. Хочу плакать, не сдаюсь. Все в порядке я прорвусь", — последний статус Даши стал статусом для сотен людей в социальных сетях.
Смотрите также: Трагедия в Казани унесла жизни 50 человек. Как произошла авиакатастрофа, почему Boeing 737 500 врезался в землю, что говорят эксперты и как живет теперь Казань — в обзорном материале РИА Новости "Авиакатастрофа в Казани: причины, комментарии экспертов, фото, видео" >>