МОСКВА, 28 дек — РИА Новости. Наступающий год может оказаться самым трудным с начала XXI века – ситуация в экономике России будет развиваться по сценарию, который власти разрабатывали как стрессовый. Причин для роста цен на нефть в обозримом будущем немного, резервы подходят к концу, геополитическое давление не ослабевает, а динамика ВВП рискует завязнуть на нулевой отметке. Но у России есть все возможности, чтобы выйти из этого кризиса с поднятой головой – отказаться от ненужных трат, возродить собственные производства и отстоять свои позиции на мировой арене.
В ожидании экономического ренессанса
Российская экономика в следующем году может вернуться к росту после провала 2015 года. По оценке Минэкономразвития, рост ВВП может составить 0,7% при среднегодовой цене на нефть в 50 долларов за баррель. Прогноз Банка России более пессимистичен, если не сказать реалистичен – в ЦБ ожидают, что ВВП выйдет на устойчивую положительную динамику лишь в 2017 году.
Инфляция в РФ, по оценке властей, в 2016 году должна замедлиться более чем вдвое – до 6,4%, рост промышленности должен ускориться до 0,6% после падения на 3,3% в уходящем году. Актуальный прогноз Минэкономразвития по среднегодовому курсу рубля на 2016 год – 63,3 рубля за доллар.
Прогнозы экспертов по курсу рубля на следующий год более туманны. Некоторые аналитики сходятся во мнении, что 2016 год станет для рубля выигрышным и стоит ожидать его укрепления более чем на 20%. "На фоне ожидаемого нами роста стоимости нефти с 45 до 60 долларов за баррель сорта Brent курс доллара понизится с начала 2016 года от 64,4 рубля до 59 рублей к его завершению", – сказал главный экономист по России и СНГ в ING Bank Дмитрий Полевой.
Банк России традиционно не дает прогноз по курсу рубля, глава ЦБ Эльвира Набиуллина на итоговой пресс-конференции в 2015 году лишь ограничилась фразой, что регулятор ожидает снижения волатильности курса рубля.
Игра без правил
Бюджет 2016 года, по признанию министра финансов РФ Антона Силуанова, станет самым жестким за период 2000-х годов. Стремительное падение цен на нефть, которое привело к резкому сокращению доходов казны, вынудило правительство РФ приостановить на 2016 год действие бюджетного правила, которое ранее ограничивало использование нефтегазовых доходов, а в тяжелые времена должно было обеспечить выполнение обязательств правительства.
Бюджетное правило действует с 2004 года и уже несколько раз претерпевало изменения. Последняя редакция, которая была утверждена в 2012 году, предполагала, что правительство может тратить все ненефтегазовые доходы бюджета, часть доходов от экспорта углеводородов (в пределах цены отсечения) и еще 1% ВВП брать из резервов на финансирование дефицита.
Цена отсечения для этого правила рассчитывалась как средняя цена нефти за несколько предыдущих лет и в 2016 году должна была составлять 87 долларов за баррель. В случае если реальная цена окажется ниже, власти должны были восполнить выпадающие доходы бюджета за счет резервов и финансировать за их счет расходы. Сокращение расходов по бюджетному правилу не допускалось.
Закон о бюджете на 2016 год, подписанный президентом РФ в конце декабря, предполагает дефицит на уровне 2,36 триллиона рублей или 3% ВВП. Документ сверстан исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть в 50 долларов за баррель. Из Резервного фонда на финансирование дефицита планируется направить 2,3 триллиона рублей. Такой расклад позволяет правительству выполнить почти все социальные обязательства, за исключением индексации пенсий по уровню инфляции. Остальные расходные статьи – прежде всего инвестиции — пришлось ограничить.
Министр финансов даже к такому плану относится скептически: при сохранении текущих цен нефть и курса рубля, по оценке министерства, бюджет может недополучить еще примерно столько, сколько должно остаться в Резервном фонде к концу года — около 1,5 триллиона рублей или 2% ВВП. А значит, Россия рискует подойти к предвыборному 2017 году вовсе без привычной подушки безопасности.
Большая распродажа
Чтобы за год не лишиться резервов, Минфин начал очень осторожно поднимать тему секвестра бюджета. Однако в правительстве пока не настроены на столь жесткие меры. Первый вице-премьер Игорь Шувалов обещал сначала поискать дополнительные доходы, а не сокращать те расходы, которые предусмотрены в законе о бюджете.
Например, в сложных финансовых условиях власти могут решиться на приватизацию крупных активов — о такой возможности открыто заявил в конце года президент РФ Владимир Путин. Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев подтвердил, что "Роснефть", "Аэрофлот", "Совкомфлот", АЛРОСА и ряд других крупных компаний технически готовы к продаже.
"Не исключаю, что для того, чтобы не палить резервы, а для того, чтобы обеспечить доходы и изменить структуру несколько вот этих крупных компаний, правительство и пойдет на эти решения", — сказал Путин.
Конечно, с точки зрения бюджета конъюнктура сейчас не лучшая. Так, на Лондонской фондовой бирже цена GDR (равна одной акции) "Роснефти" в конце года составляла около 3,5 доллара. Вместе с тем, согласно подписанному в ноябре прошлого года распоряжению премьера РФ, 19,5% акций нефтяной компании, принадлежащие государственному "Роснефтегазу", должны быть проданы не дешевле цены публичного размещения в 2006 году. Тогда бумаги "Роснефти" были размещены по 203 рубля за акцию на Московской бирже и по 7,55 доллара за депозитарную расписку на Лондонской. Брать ли за основу долларовый или рублевый эквивалент стоимости акций "Роснефти" для принятия решения о приватизации, в правительстве еще не определились.
Аналогичная ситуация складывается и с другими российскими активами, стоимость которых падает вслед за котировками нефти. Но стоит ли правительству ждать у моря погоды – большой вопрос: сейчас деньги бюджету действительно нужны, а в тучные годы, когда стоимость российских госкомпаний находится на пике, приватизация для пополнения казны и не требуется.
В настоящее время в бюджет-2016 заложены доходы от приватизации в объеме 90 миллиардов рублей.
Долг карман не тянет
Наступающий год может стать для России годом возврата на внешний рынок суверенного долга. До вхождения Крыма в состав России в течение нескольких лет Минфин размещал евробонды на 7 миллиардов долларов ежегодно, и этот инструмент пользовался популярностью у западных инвесторов.
Однако с 2014 года, после того как большая тройка рейтинговых агентств снизила суверенный рейтинг РФ, Минфин России перестал выходить на внешние долговые рынки. В бюджете 2016 года такая возможность предусмотрена в объеме до 3 миллиардов долларов. "Посмотрим, насколько эти заимствования будут приемлемы по процентным ставкам для нас", — заявил, представляя бюджет в Госдуме, министр финансов. "Уверен, что если ситуация кардинально не изменится, мы сможем эти деньги привлечь", – сказал он.
Первая эмиссия ОФЗ в юанях на Московской бирже планируется в середине следующего года, сообщил в ноябре заместитель председателя Центрального банка РФ Сергей Швецов. Объем первого выпуска таких инструментов составит всего 1 миллиард долларов – это минимально возможная сумма, с которой принято выходить с валютными инструментами.
Минфин РФ при размещении таких облигаций будет ориентироваться прежде всего на китайских инвесторов. В том, что спрос с их стороны будет, у министерства нет никаких сомнений. "Политическая поддержка проекту очень большая идет от председателя КНР (Си Цзиньпина – ред.). И мы знаем, насколько дисциплинированно действуют китайские финансовые институты, когда есть политическая поддержка", – пояснил замминистра финансов России Сергей Сторчак.
Объемы первых выпусков ОФЗ для граждан тоже не будут большими – для Минфина это только проба пера. Однако если новый инструмент обретет популярность, министерство в будущем обещает расширить практику заимствований у физлиц.
Кому должен — всем прощаю
Евробонды Украины, выкупленные Россией в конце 2013 года за счет средств ФНБ, подлежали погашению 20 декабря. Соответствующий платеж в пользу РФ Украина должна была совершить в рабочий день 21 декабря, однако деньги не были перечислены. Согласно проспекту эмиссии облигаций, формально дефолт наступает по истечении льготного периода в 10 дней – то есть 31 декабря.
Киев предупредил, что возвращать деньги не будет: в середине декабря правительство страны официально ввело мораторий на выплату этого долга. Мораторий также распространяется на возврат 507 миллионов долларов двум российским банкам. Власти РФ сразу заявили, что эти решения незаконны и стали готовить документы для иска в международный суд.
Решение суда, каким бы оно ни было, станет прецедентом в мировом праве, поскольку впервые одно государство подает иск против второго об отказе в выплате долга. Ранее долговые споры между суверенами решались в рамках переговоров сторон или при посредничестве специальных институтов, например Парижского клуба кредиторов.
Российская сторона не сомневается, что ее доводы склонят чашу весов в ее сторону: РФ является единственным держателем данного выпуска бондов – бумаги никогда не обращались на рынке, РФ выкупила их по номинальной цене и по ставке существенно ниже рыночной (в отличие от коммерческих кредиторов, которые покупают бумаги с большим дисконтом и под высокий процент).
Поддержку РФ оказал Международный валютный фонд, подтвердив, что долг Украины перед РФ является официальным. Теперь без погашения этой задолженности Украине будет сложно привлечь новые кредиты от МВФ, а в случае дефолта рынки капитала для страны и вовсе закроются.
Режим наименьшего благоприятствования
Россия подготовила еще один "новогодний подарок" Украине – с 1 января торговля между странами будет вестись в режиме наибольшего благоприятствования. Это игра слов: отныне украинские товары будут поставляться в РФ со средневзвешенными пошлинами на уровне 6%, что соответствует обязательствам по уровню тарифов РФ в ВТО. На этот шаг Москва пошла, чтобы защитить отечественный рынок от евроинтеграции Украины.
Под занавес уходящего года полуторагодовая интрига вокруг трехсторонних торговых переговоров РФ, Украины и Евросоюза, которые были призваны сгладить риски для России от ассоциации Киева-ЕС, завершилась ничем. Поэтому Украина обретает зону свободной торговли с Европой, но теряет торговые преференции со стороны России.
В 2014 году Украина и Европарламент ратифицировали соглашение об ассоциации Украины и ЕС, частью которого является положение о зоне свободной торговли. Власти РФ опасались, что беспошлинные товары из ЕС через Украину хлынут на российский рынок и создадут неравные условия для отечественных производителей.
По оценке Минэкономразвития, ощутимого эффекта для экономики РФ непосредственно от отмены свободной торговли с Украиной не будет. По итогам 2015 года товарооборот России и Украины уже снизился до 12 миллиардов долларов против почти 40 миллиардов долларов два года назад. А если бы Россия не отреагировала на запуск зоны свободной торговли между Украиной и Евросоюзом, то ущерб для предпринимателей РФ в краткосрочной перспективе мог бы составить 3,5 миллиарда долларов, сообщил первый замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачев.
По итогам последних переговоров в трехстороннем формате стороны только обвинили друг друга в несговорчивости, эмоциональности и нежелании идти на компромисс – сам текст соглашения остался неизменным.
Санкционные смотрители
Наступающий год станет третьим по счету в череде санкционных – первые ограничения в отношении России США и Евросоюз ввели весной 2014 года – после начала конфликта на Украине. Изначально санкции носили персональный характер, но позднее были распространены на отдельные компании и даже целые сектора экономики – нефтегазовый и финансовый.
Власти РФ долгое время заявляли, что не намерены отвечать на выпады Запада. Однако в августе прошлого года пошли на ответные шаги, ограничив на год импорт мясной, молочной и плодоовощной продукции из США, Канады, ЕС, Австралии и Норвегии. Россия тогда обосновала свое решение снижением конкурентоспособности отечественных аграриев, так как из-за санкций Россельхозбанк не имеет возможности привлекать средства на западных рынках и кредитовать АПК.
Однако ни Евросоюз, ни США, ни Россия не сняли взаимные ограничения в 2015 году. Евросоюз принял решение продлить санкции до конца июля 2016 года, США – расширили свой список, а Россия – пока сохранила эмбарго до августа будущего года. По заявлению правительства РФ, отечественная экономика уже адаптировалась к санкциям, поэтому их продление и расширение не станет новым ударом и все макропрогнозы рассчитаны исходя из сохранения этого режима на среднесрочную перспективу.
А вот российские сельхозпроизводители еще сильнее смогут укрепить свои позиции – с 1 января 2016 года РФ ограничит импорт продовольствия из Турции, после того как в ноябре турецкие вооруженные силы сбили российский бомбардировщик Су-24 над Сирией. Кроме того, с начала года украинская сельхозпродукция попадет под продуктовое эмбарго – таким образом РФ ответит на то, что Киев ввел санкции против Москвы. Поможет ли это российским аграриям – покажет следующий год.
Невыездной туризм
Полеты российских авиакомпаний в Египет были приостановлены из-за катастрофы с летевшим из Шарм-эш-Шейха в Петербург аэробусом А321, в результате которой погибли 224 человека. Позже власти РФ запретили продажу туристических путевок в Турцию и чартерные рейсы из-за инцидента с российским Су-24, сбитым турецкими ВВС над Сирией.
Притока отпускников со всей страны в следующем году ожидают многие российские регионы, хотя большинство из них не может похвастаться ни развитой туристической инфраструктурой, ни качественным сервисом. Единственное, что они наверняка смогут предложить – это повышение цен. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР) Краснодарский край и Крым в ожидании наплыва отдыхающих готовятся поднять цены на отдых на 30%.
"Это может очень плохо сказаться на сезоне", – предупреждает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. К тому же на пятки российским курортам наступают менее раскрученные зарубежные направления, такие как Таиланд, Вьетнам и Китай. Спрос на них сдерживается в основном из-за больших расстояний и, как следствие, высокой стоимости авиабилетов. Однако продолжающееся ослабление валют развивающихся рынков может сгладить этот негатив.
"Развитие внутреннего туризма вообще не стоит увязывать с временными трудностями на зарубежных направлениях, потому что это совершенно разные рынки. Турист, который ездил в Египет и Турцию, скорее останется дома, чем поедет на курорты Крыма и Краснодарского края, так как ему нужна низкая цена и соответствующий набор услуг за нее, а в России нет таких условий", – поясняет Ломидзе.
Поднимая цены, регионы формируют совершенно иную картину спроса и тем самым сдерживают его. Чтобы увеличить внутренний турпоток, нужны субсидии туроператорам, а также развитие определенных направлений, в том числе за счёт региональных и федерального бюджетов.
Персидские мотивы
В предстоящем году для России важно не упустить шанс занять существенную долю иранского рынка. И речь идет не только о нефти и газе. РФ и Иран рассматривают реализацию проектов на сумму до 40 миллиардов долларов, в ближайшее время по ним уже могут быть подписаны контракты. Стороны также рассмотрят возможность создания совместного российско-иранского банка, который будет кредитовать эти проекты.
В уходящем году странам "шестерки" наконец удалось достичь исторического соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома, что позволяет Ирану рассчитывать на снятие экономических и финансовых санкций со стороны СБ ООН, США и Евросоюза.
"К сожалению, мне кажется, что мы уже сильно опоздали. У нас были шансы. Но работать надо," – заявил председатель Российско-иранского делового совета при Торгово-промышленной палате РФ Виктор Мельников.
Россия предложила Ирану такие традиционные для себя проекты, как поставки зерна, развитие инфраструктуры и освоение месторождений. И даже заявила о готовности предоставить государственный экспортный кредит на 5 миллиардов долларов и еще 2 миллиарда долларов от ВЭБа. Первый транш поступит уже в следующем году.
Стороны обсуждают проекты, касающиеся строительства и модернизации электростанций, разработки месторождений, развития транспортной инфраструктуры и связи.
Не исключено, что уже в следующем году пройдет серия предметных переговоров о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном. На этом пути уже сделаны определенные шаги – ведется разговор о снижении или обнулении таможенных пошлин на поставки из этой страны сельхозтоваров.
Западный маршрут на Восток
Российский поворот на Восток в следующем году может выразиться в достижении окончательных договоренностей "Газпрома" и китайской CNPC по западному маршруту поставок газа в Китай.
Западный маршрут предусматривает поставку в Китай газа с месторождений Западной Сибири в объеме 30 миллиардов кубометров в год на первом этапе. В мае 2015 года "Газпром" и CNPC подписали соглашение об основных условиях трубопроводных поставок природного газа из России в Китай по этому маршруту, который получил название "Сила Сибири-2".
"Если говорить о переговорах по западному маршруту, то, конечно же, главным вопросом является вопрос ценовой, и, сравнивая график переговоров по восточному маршруту и по западному маршруту, можно рассчитывать на то, что договоренность может быть достигнута в первой половине 2016 года", – сообщил глава "Газпрома" Алексей Миллер.
Глава Минэнерго РФ Александр Новак считает основной причиной замедления переговоров по западному маршруту снижение темпов роста экономики КНР: в последние несколько лет темпы ее роста начали заметно снижаться, а в текущем году они были самыми медленными после 2009 года.
Он отметил, что достижение договоренности по западному маршруту в первом полугодии 2016 года будет хорошим результатом. Но конкретную дату определить трудно. "Это всегда переговорный процесс, который может пройти быстро, а может и долго идти", – сказал глава Минэнерго РФ.