Новосибирские педагоги: школа не заменит ни семью, ни психиатра

Дело о стрельбе в московской школе (105)
О роли семьи и школы в воспитании подрастающего поколения рассуждают новосибирские педагоги.

НОВОСИБИРСК, 11 фев — РИА Новости. Идея обучать учителей психологии, чтобы они могли распознавать "проблемных" школьников, прозвучала после стрельбы в московской школе. Новосибирские педагоги ее не поддерживают — они не готовы выполнять все роли сразу, подменяя собой и семью, и психиатров, власти говорят о нехватке школьных психологов из-за сложностей финансирования и планах по введению института тьюторства.

Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, архивное фото
Ъ: Ливанов предложил повышать психологическую подготовку учителей
В начале февраля подросток с двумя винтовками вошел в школу №263 в столичном районе Отрадное и, угрожая охраннику оружием, прошел в класс, где шло занятие. Один преподаватель и полицейский погибли, еще один сотрудник правоохранительных органов был ранен. Самого подростка задержали, ему грозит до 10 лет воспитательной колонии — это максимум по УК РФ для несовершеннолетних преступников.

В интервью газете "Коммерсант" министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что считает крайне важным повышать уровень психологической подготовки всех без исключения школьных учителей. Также, по его мнению, качество работы школьных сотрудников улучшится, если не требовать от них подробной документальной отчетности.

Работу — усилить

Суд арестовал Сергея Гордеева
В полиции Москвы считают, что стрелявшего в школе подростка "заучили"
Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов, комментируя предложение Ливанова, отметил, что психологическая поддержка и правильное понимание этих процессов учителями могли бы сыграть большую роль в том, чтобы свести к минимуму число трагедий, подобных московской.

"Я тоже считаю, что неприятность в московской школе во многом связана с тем, что подростки переживают достаточно большие психологические проблемы. Их происхождение разное — могут корнями в семью уходить, так чаще всего и бывает…", — сказал Никонов.

Однако, отметил он, подушевое финансирование, введенное в школах, часто приводит к тому, что директора стремятся в первую очередь обеспечивать работу учителей-предметников и при малейшем недостатке средств отказываются от должности штатного психолога.

"Это есть, и это нужно исправить. Не надо экономить на воспитательной и психологической работе в образовательном учреждении. Был период, когда задача стояла повысить зарплату учителей, а зарплаты других педагогических работников не очень росли… Сегодня можно решить вопрос о привлечении психологов к работе, особенно в школах, где много людей и детей", — сказал чиновник. 

Он добавил, что считает нужным повышать квалификацию учителей по психологии наравне с предметными дисциплинами. Что касается уже намеченных планов, то региональные власти планируют ввести в школах институт тьюторов — специалистов, мотивирующих школьников, выявляющих их интересы и проблемы. Тем более, что это один из пунктов образовательных стандартов нового поколения.

С оружием — к психиатру

По мнению психолога Анны Бердниковой, учитель в ситуации, в которую попал московский педагог, вряд ли мог что-то сделать.
"Когда человек берется за оружие, тем более в нашем обществе, где его в свободном доступе не так уж много, я думаю, что здесь речь идет не о психологической компетенции… Это психиатрическая компетенция", — сказала она.

Если между учеником и учителем возникает конфликт, считает собеседница, в него должен вмешаться психолог, свою лепту в его разрешение должны внести родители ребенка, коллектив образовательного учреждения. А если есть основания, то психолог может передать школьника дальше — психиатру.

Психолог Марина Поситака не совсем согласна с коллегой. Она предлагает посмотреть на вопрос с другой стороны. Поситака считает, что учителя должны уметь общаться с детьми, замечать их взвинченное состояние, перемены в настроении.

"Для этого нужна специальная подготовка. Не вести уроки на автомате. Учитель должен уметь разговаривать с ребенком, уметь его "разморозить", чтобы понять причину проблемы", — отмечает специалист, добавляя, что для всех педагогов обязательны специальные курсы-семинары по психологии общения с детьми.

А где семья?

Дарья Черепанова, учитель русского языка и литературы гимназии № 11 Новосибирска
Первый день новосибирской учительницы, или Зачем она пришла в школу
Директор новосибирской гимназии №13 Светлана Денисова считает, что педагоги и так проходят достаточно серьезную психологическую подготовку на переквалификациях. И никакие дополнительные семинары не помогут выявить серьезные психологические проблемы у ребенка. Это дело специалиста.

"Мы сегодня слабо знаем психическое здоровье своих учеников. В первую очередь работаем с детьми не очень благополучными в учебе, в поведении, которые сразу себя проявляют. Если ребенок хорошо учится, не возникает конфликтов ни с учителями, ни с учениками, то понятно, что этому ребенку будет уделено меньше внимания", — говорит Денисова.

Она отмечает, что сейчас, когда в школе на тысячу детей одна ставка психолога, по-другому и быть не может. "В младшем звене должен быть свой психолог, разбирающийся в психологии детей до 10 лет. В средней школе — свой, и отдельный — в старших классах", — считает директор.

Задание первый учитель
Директора школ о форме для педагогов: не надо линейкой юбки мерить
Сложности создает и отношение родителей, например, к школьному тестированию. По ее словам, сейчас психолог вынужден спрашивать у родителей разрешение, и многие от тестирования отказываются. Естественно, что в этом случае ни о каком выявлении проблемы у ребенка речи идти не может.

Собеседница добавляет, что вопрос не только в отказах родителей от тестирований детей, а зачастую в их устранении от разрешения проблем ребенка в школе в целом, в нежелании нести ответственность за него и по отношению к нему.

Директор школы №65 Владимир Алексеев с этим согласен, он считает, что основная проблема современных детей состоит в том, что родители переложили воспитание на школьных учителей. Так что любое усиление психологической работы с учителями в школе будет только "полумерой".

"Ситуация должна решаться в обществе: возврат авторитета учителя, правовое воспитание. Родители читают в законах то, что хотят увидеть. Но не понимают, что по Конституции именно они несут обязанность за воспитание своих детей в первую очередь… Всех кого угодно осуждают и не говорят про семью. Родителей не видно и не слышно — вот эти вопросы нужно решать", — считает он. 

Еще один педагог, учитель биологии школы №90 Надежда Кунгурова тоже считает, что никакой дополнительной специальной подготовки для педагогов вводить не надо.

"В институте-то мы психологию проходим, просто сейчас дети совсем другие, сложные… Они как зомбированные с этими игрушками, стрелялками, ходят с телефонами и тыкают в них постоянно… Подготовки специальной не нужно, нужно просто иметь хорошего психолога в школе, и не одного", — сказала она.

Собеседница рассказала, что серьезных конфликтов с учениками у нее не бывает. В помощь учителям в школе есть социальный педагог, также есть и психолог. Что касается родителей, то некоторые активно занимаются воспитанием детей, а у других дети растут, "как придорожная трава", причем о поведении именно этих учеников у Кунгуровой лучшее мнение.

"Они в трудности растут. Они очень ценят своих родителей, которые не занимаются ими, которые алкоголики. Могут проспать, потому что их будить некому, но стараются учиться. Хорошие ребятишки, только слабенькие по учебе", — сказала она. 

Новосибирск
Чемпионат мира по футболу 2018
Матч окончен
1
Колумбия
2
Япония
Матч окончен
1
Польша
2
Сенегал
Матч идёт
0
Россия
0
Египет
20 июня 18:00
-
Уругвай
-
Саудовская Аравия
Чемпионат мира по футболу 2018
Матч окончен
1
Колумбия
2
Япония
Матч окончен
1
Польша
2
Сенегал
Матч идёт
0
Россия
0
Египет
20 июня 18:00
-
Уругвай
-
Саудовская Аравия
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена