НОВОСИБИРСК, 11 фев — РИА Новости. Идея обучать учителей психологии, чтобы они могли распознавать "проблемных" школьников, прозвучала после стрельбы в московской школе. Новосибирские педагоги ее не поддерживают — они не готовы выполнять все роли сразу, подменяя собой и семью, и психиатров, власти говорят о нехватке школьных психологов из-за сложностей финансирования и планах по введению института тьюторства.
В интервью газете "Коммерсант" министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что считает крайне важным повышать уровень психологической подготовки всех без исключения школьных учителей. Также, по его мнению, качество работы школьных сотрудников улучшится, если не требовать от них подробной документальной отчетности.
Работу — усилить
"Я тоже считаю, что неприятность в московской школе во многом связана с тем, что подростки переживают достаточно большие психологические проблемы. Их происхождение разное — могут корнями в семью уходить, так чаще всего и бывает…", — сказал Никонов.
Однако, отметил он, подушевое финансирование, введенное в школах, часто приводит к тому, что директора стремятся в первую очередь обеспечивать работу учителей-предметников и при малейшем недостатке средств отказываются от должности штатного психолога.
"Это есть, и это нужно исправить. Не надо экономить на воспитательной и психологической работе в образовательном учреждении. Был период, когда задача стояла повысить зарплату учителей, а зарплаты других педагогических работников не очень росли… Сегодня можно решить вопрос о привлечении психологов к работе, особенно в школах, где много людей и детей", — сказал чиновник.
Он добавил, что считает нужным повышать квалификацию учителей по психологии наравне с предметными дисциплинами. Что касается уже намеченных планов, то региональные власти планируют ввести в школах институт тьюторов — специалистов, мотивирующих школьников, выявляющих их интересы и проблемы. Тем более, что это один из пунктов образовательных стандартов нового поколения.
С оружием — к психиатру
"Когда человек берется за оружие, тем более в нашем обществе, где его в свободном доступе не так уж много, я думаю, что здесь речь идет не о психологической компетенции… Это психиатрическая компетенция", — сказала она.
Если между учеником и учителем возникает конфликт, считает собеседница, в него должен вмешаться психолог, свою лепту в его разрешение должны внести родители ребенка, коллектив образовательного учреждения. А если есть основания, то психолог может передать школьника дальше — психиатру.
Психолог Марина Поситака не совсем согласна с коллегой. Она предлагает посмотреть на вопрос с другой стороны. Поситака считает, что учителя должны уметь общаться с детьми, замечать их взвинченное состояние, перемены в настроении.
"Для этого нужна специальная подготовка. Не вести уроки на автомате. Учитель должен уметь разговаривать с ребенком, уметь его "разморозить", чтобы понять причину проблемы", — отмечает специалист, добавляя, что для всех педагогов обязательны специальные курсы-семинары по психологии общения с детьми.
А где семья?
"Мы сегодня слабо знаем психическое здоровье своих учеников. В первую очередь работаем с детьми не очень благополучными в учебе, в поведении, которые сразу себя проявляют. Если ребенок хорошо учится, не возникает конфликтов ни с учителями, ни с учениками, то понятно, что этому ребенку будет уделено меньше внимания", — говорит Денисова.
Она отмечает, что сейчас, когда в школе на тысячу детей одна ставка психолога, по-другому и быть не может. "В младшем звене должен быть свой психолог, разбирающийся в психологии детей до 10 лет. В средней школе — свой, и отдельный — в старших классах", — считает директор.
Собеседница добавляет, что вопрос не только в отказах родителей от тестирований детей, а зачастую в их устранении от разрешения проблем ребенка в школе в целом, в нежелании нести ответственность за него и по отношению к нему.
Директор школы №65 Владимир Алексеев с этим согласен, он считает, что основная проблема современных детей состоит в том, что родители переложили воспитание на школьных учителей. Так что любое усиление психологической работы с учителями в школе будет только "полумерой".
"Ситуация должна решаться в обществе: возврат авторитета учителя, правовое воспитание. Родители читают в законах то, что хотят увидеть. Но не понимают, что по Конституции именно они несут обязанность за воспитание своих детей в первую очередь… Всех кого угодно осуждают и не говорят про семью. Родителей не видно и не слышно — вот эти вопросы нужно решать", — считает он.
Еще один педагог, учитель биологии школы №90 Надежда Кунгурова тоже считает, что никакой дополнительной специальной подготовки для педагогов вводить не надо.
"В институте-то мы психологию проходим, просто сейчас дети совсем другие, сложные… Они как зомбированные с этими игрушками, стрелялками, ходят с телефонами и тыкают в них постоянно… Подготовки специальной не нужно, нужно просто иметь хорошего психолога в школе, и не одного", — сказала она.
Собеседница рассказала, что серьезных конфликтов с учениками у нее не бывает. В помощь учителям в школе есть социальный педагог, также есть и психолог. Что касается родителей, то некоторые активно занимаются воспитанием детей, а у других дети растут, "как придорожная трава", причем о поведении именно этих учеников у Кунгуровой лучшее мнение.
"Они в трудности растут. Они очень ценят своих родителей, которые не занимаются ими, которые алкоголики. Могут проспать, потому что их будить некому, но стараются учиться. Хорошие ребятишки, только слабенькие по учебе", — сказала она.