Скальпель и утюг: как в Красноярске реставрируют старинные картины

29 ноября исполнилось 175 лет со дня рождения первого известного красноярского реставратора Михаила Киборта. Корресподент РИА Новости узнала секреты мастерства современных реставраторов у сотрудника Красноярского художественного музея Дмитрия Ильина.

КРАСНОЯРСК, 29 ноя — РИА Новости, Виктория Мельникова. Единственный в Красноярском крае художник-реставратор Дмитрий Ильин уже более двадцати лет восстанавливает старинные иконы и картины известных русских художников. Он рассказал корреспонденту РИА Новости, как отличить работы настоящего Сурикова от подделки, и объяснил, для чего реставратору нужны утюг и скальпель.

Первый известный красноярский реставратор, политический ссыльный Михаил Киборт, более ста лет назад приехал в Сибирь и устроился работать в Красноярский краеведческий музей. Именно Киборту удалось спасти от разрушения сотни редких экспонатов. 29 ноября исполнилось 175 лет со дня его рождения.

Сегодня в Красноярском краеведческом музее своего реставратора нет, экспонаты "возвращают к жизни" в Москве. Во всем крае остался единственный художник-реставратор — сотрудник Красноярского художественного музея Дмитрий Ильин.

© РИА Новости / Виктория МельниковаКрасноярский реставратор Дмитрий Ильин
Красноярский реставратор Дмитрий Ильин

Профессия-загадка

Музей, в котором уже более двадцати лет работает Ильин, носит имя известного русского художника, красноярца Василия Сурикова. Около 80-ти его работ легли в основу коллекции музея, сделав его тем самым одним из самых крупных в России. Часть коллекции суриковский музей получил от краеведческого, часть подарил правнук художника — Никита Михалков.

Сальвадор Дали
Ранние картины Дали скоро станут "невыездными", выяснили реставраторы
В фондах музея, помимо картин Сурикова, есть работы Кандинского, Малевича, Шишкина, Грабаря. Музей нуждался в своем художнике-реставраторе и появился он там в 1991 году.

Дмитрий Ильин говорит, что попал сюда случайно. Он закончил Чебоксарское художественное училище, отслужил в армии и решил получить высшее художественное образование.

"Москва и Санкт-Петербург меня не прельщали. Здесь, в Красноярске, училась моя однокурсница по училищу. Она много рассказывала о "Столбах" и Енисее. Тогда я был романтиком и недолго думая приехал сюда", — вспоминает Ильин.

В институт он не поступил, зато устроился на работу в музей имени Сурикова. Первое время Ильину доверяли только рисовать рекламные плакаты и переносить тяжелые картинные рамы, а уже через год отправили на курсы реставраторов в Москву.

"Если честно, мне с детства казалось, что профессия реставратора полна тайн и загадок. Я всегда думал, что реставратор картин обладает мастерством, непонятным простым смертным. Конечно, я никогда не думал, что стану реставратором сам", — говорит Ильин.

Скальпель, шприц и утюг

Рабочий кабинет Дмитрия Ильина представляет собой большую реставрационную комнату. Вдоль стен стоят картинные рамы, на потолке — яркие лампы, а посередине комнаты расположился огромный двухметровый стол, на котором реставратор работает. Есть в кабинете и высокий книжный шкаф, где, кроме книг по искусству, стоят томики стихов Бориса Пастернака и труды философа Ивана Ильина.

© Фото : предоставлено Дмитрием ИльинымКрасноярский реставратор Дмитрий Ильин
Красноярский реставратор Дмитрий Ильин

Дмитрий говорит, что реставратору без книг не обойтись. "Например, сейчас я реставрирую картину неизвестного художника первой половины XIX века. На ней изображен молодой военный. Прежде чем приступить к восстановлению картины, я проштудировал много литературы, в том числе и художественной. Важно было выяснить, кто изображен на картине и в каком он чине", — поясняет он.

Ильину удалось выяснить, что зовут поручика Павел Головин и принадлежит он к старинному дворянскому роду. Имя его упоминается в "Севастопольских рассказах" Льва Толстого. О личности художника пока ничего не удалось выяснить. "Единственное, совсем недавно я заметил в углу картины нечто напоминающее подпись автора. Со временем она стерлась, но след все же остался", — рассказывает реставратор.

Помимо книг, для работы реставратор использует скальпель, шприц и чугунный утюг. "По большому счету, набор реставрационных инструментов, несмотря на все современные технологии, не изменился со времен Киборта. Свою первую работу — икону середины XIX века "Усекновение головы Иоанна Предтечи" — я реанимировал именно благодаря этим инструментам", — говорит Ильин.

© РИА Новости / Виктория МельниковаРабочие утюги красноярского реставратора Дмитрия Ильина
Рабочие утюги красноярского реставратора Дмитрия Ильина

Дмитрий может часами рассказывать технологию спасения картин. Он, как маститый хирург, берет в руки скальпель и показывает, как им счищать старую краску, а с помощью медицинского шприца проклеивать холст.

К слову, проклеивают холсты не синтетическим, а животным клеем, который реставратор изготавливает сам из плавательных пузырей осетровых рыб. Считается, что такой клей лучше скрепляет. Чугунный утюг в арсенале реставратора — мощный пресс, с помощью которого любая бумага или тот же клей намертво пристают к холсту.

Да это же сам Суриков!

По словам Дмитрия Ильина, главная заповедь любого реставратора — не навреди. "Реставратор не художник. Он не должен что-то дорисовывать, добавлять от себя. Наша задача — избавить картину от следов плесени, утраты цвета, растрескивания холста или усыхания досок, если речь идет об иконах", — говорит специалист.

Он вспоминает, что особую важность своей профессии почувствовал, когда впервые прикоснулся к работам Василия Сурикова. Ильину пришлось реставрировать две самые известные картины художника из фонда красноярского музея — "Милосердный самарянин" 1874 года и "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге" 1870 года.

Эмоции, которые возникли у реставратора тогда, он описывает емкой фразой "душа ушла в пятки".

"Я волновался от одной мысли, что держу в руках картину Сурикова. Волнение зашкалило, когда приступил к картине "Вид памятника Петру I". Она была уже реставрирована. В некоторых местах авторской живописи краска изменила цвет, предыдущий реставратор немного эти места дорисовал. Я скальпелем отскабливал его "дорисовки" и восстанавливал суриковскую живопись. На это ушло пару месяцев", — вспоминает Ильин.

Шедевры дома

Дмитрий Ильин говорит, что ему приходится реставрировать не только картины и иконы из фонда музея, но и те полотна, которые к нему приносят красноярцы. "Я могу примерно определить, когда картина была написана, реставрировалась ли она, и, если необходимо, сам сделать небольшую реставрацию", — поясняет он.

Дмитрий рассказывает, что ему часто приносят картины из домашних "кладовых". "Чаще всего люди вспоминают о семейных реликвиях, когда нужны деньги. Они приносят к нам полотна, чтобы подготовить их к продаже. Многие хотят понять, не фальшивка ли у них хранится", — поясняет Ильин.

© Фото : предоставлено Дмитрием ИльинымКрасноярский реставратор Дмитрий Ильин
Красноярский реставратор Дмитрий Ильин

По его словам, фальшивые картины, которые выдаются за шедевры русской живописи, сейчас встречаются все чаще. "Высокие цены на антиквариат подстегивают фальсификаторов. Я видел работы настолько мастерски подделанные, что только с помощью сложных экспертиз, которые проводятся в Москве, можно было отличить подлинное полотно от подделанного", — отмечает Ильин.

Запорожец
Автомобили, ружье и налоговые квитанции подарили красноярцы музею
Реставратор говорит, что фальшивые полотна красноярцы ему приносят редко. В основном приходят с подлинниками, и среди них попадаются настоящие шедевры. Ильин вспоминает два любопытных случая. В первый раз женщина принесла очень красивый, хорошо сохраненный пейзаж русского художника конца XIX века Александра Киселева. Досталась ей эта картина от прабабушки-дворянки.

"Она предложила музею ее купить. Стоило полотно около двух миллионов рублей. У нас не было таких денег. Вторую картину принесла другая красноярка. Это был пейзаж Алексея Саврасова, на котором изображен Лосиный остров. Полотно было в плохом состоянии. Я его отреставрировал, и женщина тут же продала картину, а на эти деньги купила квартиру в Красноярске", — вспоминает Ильин.

Дмитрий может долго и увлекательно рассказывать о картинах известных художников. Говорит, что уже будучи реставратором, думал поступать на искусствоведческий факультет, но не сложилось. Есть у него лишь одно небольшое сожаление — что сам не стал художником.

"Живопись — мое призвание. Мне нравится сам процесс восприятия натуры и переложение ее на холст. Но я понимаю, что у меня нет такого таланта, как у художников, чьи работы я реставрирую. С этим я пытаюсь смириться", — признается Ильин.

Красноярск
Комментарии
2 пользователя оставили 2 комментария
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена