Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Скальпель и утюг: как в Красноярске реставрируют старинные картины

Единственный в Красноярском крае художник-реставратор Дмитрий Ильин уже более двадцати лет восстанавливает старинные иконы и картины известных русских художников. Он рассказал корреспонденту РИА Новости, как отличить работы настоящего Сурикова от подделки, и объяснил, для чего реставратору нужны утюг и скальпель.

КРАСНОЯРСК, 29 ноя — РИА Новости, Виктория Мельникова. Единственный в Красноярском крае художник-реставратор Дмитрий Ильин уже более двадцати лет восстанавливает старинные иконы и картины известных русских художников. Он рассказал корреспонденту РИА Новости, как отличить работы настоящего Сурикова от подделки, и объяснил, для чего реставратору нужны утюг и скальпель.

Первый известный красноярский реставратор, политический ссыльный Михаил Киборт, более ста лет назад приехал в Сибирь и устроился работать в Красноярский краеведческий музей. Именно Киборту удалось спасти от разрушения сотни редких экспонатов. 29 ноября исполнилось 175 лет со дня его рождения.

Сегодня в Красноярском краеведческом музее своего реставратора нет, экспонаты "возвращают к жизни" в Москве. Во всем крае остался единственный художник-реставратор — сотрудник Красноярского художественного музея Дмитрий Ильин.

Профессия-загадка

Музей, в котором уже более двадцати лет работает Ильин, носит имя известного русского художника, красноярца Василия Сурикова. Около 80-ти его работ легли в основу коллекции музея, сделав его тем самым одним из самых крупных в России. Часть коллекции суриковский музей получил от краеведческого, часть подарил правнук художника — Никита Михалков.

Сальвадор Дали
Ранние картины Дали скоро станут "невыездными", выяснили реставраторыЧасть работ Дали была написана на относительно некачественных холстах из хлопчатобумажной ткани, нити которой легко разрушаются под действием кислот и других агрессивных соединений в воздухе.
В фондах музея, помимо картин Сурикова, есть работы Кандинского, Малевича, Шишкина, Грабаря. Музей нуждался в своем художнике-реставраторе и появился он там в 1991 году.

Дмитрий Ильин говорит, что попал сюда случайно. Он закончил Чебоксарское художественное училище, отслужил в армии и решил получить высшее художественное образование.

"Москва и Санкт-Петербург меня не прельщали. Здесь, в Красноярске, училась моя однокурсница по училищу. Она много рассказывала о "Столбах" и Енисее. Тогда я был романтиком и недолго думая приехал сюда", — вспоминает Ильин.

В институт он не поступил, зато устроился на работу в музей имени Сурикова. Первое время Ильину доверяли только рисовать рекламные плакаты и переносить тяжелые картинные рамы, а уже через год отправили на курсы реставраторов в Москву.

"Если честно, мне с детства казалось, что профессия реставратора полна тайн и загадок. Я всегда думал, что реставратор картин обладает мастерством, непонятным простым смертным. Конечно, я никогда не думал, что стану реставратором сам", — говорит Ильин.

Скальпель, шприц и утюг

Рабочий кабинет Дмитрия Ильина представляет собой большую реставрационную комнату. Вдоль стен стоят картинные рамы, на потолке — яркие лампы, а посередине комнаты расположился огромный двухметровый стол, на котором реставратор работает. Есть в кабинете и высокий книжный шкаф, где, кроме книг по искусству, стоят томики стихов Бориса Пастернака и труды философа Ивана Ильина.

© Фото : предоставлено Дмитрием ИльинымКрасноярский реставратор Дмитрий Ильин
Красноярский реставратор Дмитрий Ильин

Дмитрий говорит, что реставратору без книг не обойтись. "Например, сейчас я реставрирую картину неизвестного художника первой половины XIX века. На ней изображен молодой военный. Прежде чем приступить к восстановлению картины, я проштудировал много литературы, в том числе и художественной. Важно было выяснить, кто изображен на картине и в каком он чине", — поясняет он.

Ильину удалось выяснить, что зовут поручика Павел Головин и принадлежит он к старинному дворянскому роду. Имя его упоминается в "Севастопольских рассказах" Льва Толстого. О личности художника пока ничего не удалось выяснить. "Единственное, совсем недавно я заметил в углу картины нечто напоминающее подпись автора. Со временем она стерлась, но след все же остался", — рассказывает реставратор.

Помимо книг, для работы реставратор использует скальпель, шприц и чугунный утюг. "По большому счету, набор реставрационных инструментов, несмотря на все современные технологии, не изменился со времен Киборта. Свою первую работу — икону середины XIX века "Усекновение головы Иоанна Предтечи" — я реанимировал именно благодаря этим инструментам", — говорит Ильин.

© РИА Новости / Виктория МельниковаРабочие утюги красноярского реставратора Дмитрия Ильина
Рабочие утюги красноярского реставратора Дмитрия Ильина

Дмитрий может часами рассказывать технологию спасения картин. Он, как маститый хирург, берет в руки скальпель и показывает, как им счищать старую краску, а с помощью медицинского шприца проклеивать холст.

К слову, проклеивают холсты не синтетическим, а животным клеем, который реставратор изготавливает сам из плавательных пузырей осетровых рыб. Считается, что такой клей лучше скрепляет. Чугунный утюг в арсенале реставратора — мощный пресс, с помощью которого любая бумага или тот же клей намертво пристают к холсту.

Да это же сам Суриков!

Картина Утро стрелецкой казни художника В.И. Сурикова
Художник-ясновидец Василий Суриков24 января (12 января по старому стилю) 1848 года родился русский художник Василий Иванович Суриков, величайший мастер, на полотнах которого оживают важнейшие события русской истории. Бенуа называл Сурикова гениальным ясновидцем прошлого: "Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой, во всяком случае, мистической способностью, могут перенестись в прошлое, орлиным взглядом разглядеть в тусклых его сумерках минувшую жизнь".
По словам Дмитрия Ильина, главная заповедь любого реставратора — не навреди. "Реставратор не художник. Он не должен что-то дорисовывать, добавлять от себя. Наша задача — избавить картину от следов плесени, утраты цвета, растрескивания холста или усыхания досок, если речь идет об иконах", — говорит специалист.

Он вспоминает, что особую важность своей профессии почувствовал, когда впервые прикоснулся к работам Василия Сурикова. Ильину пришлось реставрировать две самые известные картины художника из фонда красноярского музея — "Милосердный самарянин" 1874 года и "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге" 1870 года.

Эмоции, которые возникли у реставратора тогда, он описывает емкой фразой "душа ушла в пятки".

"Я волновался от одной мысли, что держу в руках картину Сурикова. Волнение зашкалило, когда приступил к картине "Вид памятника Петру I". Она была уже реставрирована. В некоторых местах авторской живописи краска изменила цвет, предыдущий реставратор немного эти места дорисовал. Я скальпелем отскабливал его "дорисовки" и восстанавливал суриковскую живопись. На это ушло пару месяцев", — вспоминает Ильин.

Шедевры дома

Дмитрий Ильин говорит, что ему приходится реставрировать не только картины и иконы из фонда музея, но и те полотна, которые к нему приносят красноярцы. "Я могу примерно определить, когда картина была написана, реставрировалась ли она, и, если необходимо, сам сделать небольшую реставрацию", — поясняет он.

Дмитрий рассказывает, что ему часто приносят картины из домашних "кладовых". "Чаще всего люди вспоминают о семейных реликвиях, когда нужны деньги. Они приносят к нам полотна, чтобы подготовить их к продаже. Многие хотят понять, не фальшивка ли у них хранится", — поясняет Ильин.

© Фото : предоставлено Дмитрием ИльинымКрасноярский реставратор Дмитрий Ильин
Красноярский реставратор Дмитрий Ильин

По его словам, фальшивые картины, которые выдаются за шедевры русской живописи, сейчас встречаются все чаще. "Высокие цены на антиквариат подстегивают фальсификаторов. Я видел работы настолько мастерски подделанные, что только с помощью сложных экспертиз, которые проводятся в Москве, можно было отличить подлинное полотно от подделанного", — отмечает Ильин.

Запорожец
Автомобили, ружье и налоговые квитанции подарили красноярцы музеюРужье, два автомобиля "Запорожец", налоговые квитанции сороковых годов прошлого века и еще три тысячи артефактов принесли жители края в Красноярский краевой краеведческий музей в рамках акции "Сохрани советское", рассказала в четверг заведующая отделом истории музея Татьяна Никандрова.
Реставратор говорит, что фальшивые полотна красноярцы ему приносят редко. В основном приходят с подлинниками, и среди них попадаются настоящие шедевры. Ильин вспоминает два любопытных случая. В первый раз женщина принесла очень красивый, хорошо сохраненный пейзаж русского художника конца XIX века Александра Киселева. Досталась ей эта картина от прабабушки-дворянки.

"Она предложила музею ее купить. Стоило полотно около двух миллионов рублей. У нас не было таких денег. Вторую картину принесла другая красноярка. Это был пейзаж Алексея Саврасова, на котором изображен Лосиный остров. Полотно было в плохом состоянии. Я его отреставрировал, и женщина тут же продала картину, а на эти деньги купила квартиру в Красноярске", — вспоминает Ильин.

Дмитрий может долго и увлекательно рассказывать о картинах известных художников. Говорит, что уже будучи реставратором, думал поступать на искусствоведческий факультет, но не сложилось. Есть у него лишь одно небольшое сожаление — что сам не стал художником.

"Живопись — мое призвание. Мне нравится сам процесс восприятия натуры и переложение ее на холст. Но я понимаю, что у меня нет такого таланта, как у художников, чьи работы я реставрирую. С этим я пытаюсь смириться", — признается Ильин.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала