Художник Олейников: рисую мусором, веником, тряпками, старыми кистями

© Галерея G8Художник Игорь Олейников Художник Игорь Олейников
Скоро из печати выйдет "Аэлита" Алексея Толстого с марсианскими пейзажами Игоря Олейникова — это была давнишняя мечта художника. Один из самых удивительных книжных иллюстраторов рассказал в интервью РИА Новости, почему он ушел из анимации, за что ему недавно вручили престижный диплом Андерсена и почему у него совсем плохо дело с красавицами.

Скоро из печати выйдет "Аэлита" Алексея Толстого с марсианскими пейзажами Игоря Олейникова — это была давнишняя мечта художника. Один из самых удивительных книжных иллюстраторов рассказал в интервью РИА Новости, почему он ушел из анимации, за что ему недавно вручили престижный диплом Андерсена и почему у него совсем плохо дело с красавицами. Беседовала Мария Ганиянц.

Работа художника Игоря Олейникова

- Вы позволяете себе вмешиваться в суть текста?

- Например, в английской сказке "Джек и бобовый росток" я этого Джека сделал таким откровенным мерзавцем, на паучьих ножках, беззубым.

- Зачем? Почему?

- Да потому что он - негодяй! Прилез к этим несчастным великанам по волшебному бобу и обчистил их сверху донизу ни за что. И убил хозяина потом. Вот прилез он к великанам на небо, они там живут своей жизнью. Великаниха – беременная. Они строят дом, расширяются. Встретили его, накормили. А Джек вместо "спасибо" взял ночью и унес все их деньги.

Мало показалось - снова полез наверх. На этот раз за курицей, которая несла золотые яйца. Прилез, а у них уже ребенок родился. Он и курицу, подлец такой, упер. Мало показалось - опять полез. Уволок и поющую арфу. Прямо 1917 год какой-то - экспроприация. И зажил потом в замке на все великанские халявные дела.

Работа художника Игоря Олейникова

- Принцесс тоже такими… нестандартными рисуете?

- С красавицами у меня совсем плохо дело: красавицы и симпатичные дети – это не мое. Сделал раз книжку Эдуарда Успенского про мальчика Яшу, больше не хочу - не мое. Не рисую я бытовое, реальное, будничное. Мне нужно, чтобы был нерв, заряд, внутренняя энергия, чтобы было, где развернуться. Интересно придумывать героя, его черты характера, которых нет в тексте, привычки, чем он занимается.

- А есть любимая книга?

- В прошлом году сделал "Балладу о маленьком буксире" Иосифа Бродского для издательства "Азбука", за которую в конце августа в Лондоне получил диплом Андерсена. С настроением сделал. Хотя непросто было: проблема в том, что я не мог показывать Питер, так как не был там много лет, только в детстве. Пытаться рисовать этот город, не зная его, – глупость совершенная. Да и месяц там проживи, все равно этот город не узнаешь. Поэтому я сделал абстрактную историю, да и в поэме только два раза Нева упоминается. Сейчас делаю "Азбуку профессий" тоже Бродского.

Работа художника Игоря Олейникова

Сложно у меня с поэзией. Вот у Хармса в книге "Все бегут, летят и скачут" есть стихотворение "Из дома вышел человек с дубинкой и мешком". Долго ничего для него не мог придумать, потом решил, что он шел, шел, шел всю жизнь, постарел, вошел в темный лес и исчез. С этим мешком всю жизнь и шел.

Очень трепетно относился к книжке "Приключения мышонка Десперо" Кейт ДиКамилло. Это первая книжка, которую я сделал в издательстве "Махаон", первая книга для России после большого перерыва.

- А до этого где работали?

- До этого с 2000 года я работал в агентстве "Пиарт", которое предлагало художникам-иллюстраторам работу заграницей. Там работали и Женя Антоненков, и Катя Силина, и Денис Гордеев, и Вика Фомина, и много других замечательных художников. Многих собрали в этом агентстве.

Поэтому все мои работы выходили для книг на иностранных языках. Интересно было работать. Мне нравилось, например, что иностранные издатели выпускали классику в адаптированном виде - слов было мало. А наши стараются максимально приблизить тексты к оригиналу, и места для картинок почти не остается. Например, тайваньцы в творчество не вмешивались и говорили: "Делайте, что хотите. Чем интереснее, тем лучше". Все согласования были на этапе эскизов. Но агентство несколько лет назад закрылось. Странно, что наши не издали до сих пор книгу, которую я делал для Grimm Press - "Бременские музыканты", там хорошие иллюстрации.

- Разве адаптация, особенно классики, - так хорошо?

- Я сторонник адаптации. Многие, говорят, так не думают, но я считаю, пусть дети хотя бы так познакомятся с классикой, читать которую большинство вряд ли станет.

Работа художника Игоря Олейникова

- С анимацией у меня роман не состоялся: она мне дала очень много, а я ей - почти ничего. В 1979 году я пришел на Союзмультфильм и очень долго работал ассистентом художника. Например, на таких фильмах, как "Тайна Третьей планеты", "Жил-был пес", "Халиф-аист", "Путешествие муравья", "Мартынко" и других.

А в 90-х годах все начало рассыпаться и образовалось много новых студий, в том числе студия Christmas Film. Там я уже работал как художник-постановщик. К ним обратились англичане и предложили делать Шекспира в анимации. Кстати, Шекспировский проект - пример гениальной адаптации. Но на Шекспире я не работал, а участвовал в других проектах - "Библия в анимации" и "Опера в анимации". Делал "Волшебную флейту" Моцарта и "Иону" в библейском цикле. Потом были сказки народов мира, и я рисовал китайскую сказку "Волшебную кисточку" и пакистанскую "Подна и Подни". Еще был "Беовульф" в цикле мировой литературной классики.

Работа художника Игоря Олейникова

После англичан поработал на фильмах "Щелкунчик", "Князь Владимир", "Приключения Ролли и эльфа". Но когда два фильма, которые собирался делать, закрылись, я решил уйти из анимации и работать только в книге.

И, если честно, ничего из своих работ в анимации смотреть не могу. К тому же в иллюстрации никто тебе не говорит: это не так, а то не эдак, это слишком дорого и пр. Но анимация, повторюсь, мне очень много дала как художнику-иллюстратору - умение рисовать действие и динамику.

- А "в стол" рисовали когда-нибудь?

- Когда–то сделал несколько иллюстраций для "Аэлиты", мне очень нравилась эта повесть Алексея Толстого. Показал Вадиму Мещерякову. Наши желания совпали. Он предложил ее издать. И теперь "Аэлита" с моими иллюстрациями должна выйти к Non/fiction.

- И какие вольности вы тут себе позволили?

Работа художника Игоря Олейникова

- У Толстого как описан Марс: ярко-оранжевая пустыня с ярко-синим (кубового цвета) небом. Ну ничего себе, сочетание! По-настоящему, если верить фотографиям Opportunity, небо там желто-коричневое, ветра страшные, в небе песок все время. Вы себе не представляете, какие фантастические пейзажи на Марсе!

А как я намучился с самой Аэлитой! В тексте она совсем юная. Но при этом должна быть с высокой прической и платиновыми волосами, а высокие прически и почти белые волосы делают из юного создания весьма не юное, старят. Одним словом, намучился.

- А есть любимые иллюстраторы?

- Кирилл Челушкин, один из моих учителей, Женя Антоненков, один из самых любимых - Сергей Коваленков. Очень хорошая эстонская школа, узнаваемая и не погубленная в советское время.

- Чем вы рисуете?

- Да чем придется! Рисую в основном мусором: веником маленьким, тряпками, старыми кистями. Как-то раз использовал даже презерватив. Получаются красивые фактуры.

Интервью
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена