Невролог: аутизм встречается в РФ так же часто, как сахарный диабет

Диагноз, которого нет (168)
© РИА НовостиПрофессор Андрей ПетрухинПрофессор Андрей Петрухин
О том, как родителям распознать аутизм у своего ребенка на ранней стадии и куда обратиться, какие проблемы существуют в российской психиатрии в интервью РИА Новости рассказал главный внештатный специалист - детский невролог Минздравсоцразвития РФ, член Королевского медицинского общества Великобритании, профессор Андрей Петрухин.

Аутизм входит в четверку самых распространенных заболеваний детского возраста, уступая лишь сахарному диабету, бронхиальной астме и эпилепсии.  Однако чиновники здравоохранения уделяют данной проблеме незаслуженно мало внимания. О том, как родителям распознать аутизм у своего ребенка на ранней стадии и куда обратиться, какие проблемы существуют в российской психиатрии и о каким образом решить вопросы лечения и реабилитации детей с таким диагнозом в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Татьяне Степановой рассказал главный внештатный специалист — детский невролог Минздравсоцразвития РФ, член Королевского медицинского общества Великобритании, профессор Андрей Петрухин.

- Андрей Сергеевич, как родителям распознать у ребенка признаки аутизма?

— В общей сложности симптомы аутизма можно разделить на три общие группы. Первое — это качественное нарушение социального взаимодействия. То есть, ребенок не способен адекватно использовать жесты, мимическое выражение и позу как здоровый ребенок.

Также у ребенка с аутизмом есть сложности к установлению взаимосвязи со сверстниками, у них нет общих интересов с другими детьми. Они не участвуют в предметной и игровой деятельности, не выражают эмоций в отношениях со сверстниками и даже избегают контактов с ними.

Детей с аутизмом не интересует окружающий мир, они эмоционально не реагируют на происходящее. Ведут себя одинаково как дома, так и в детском саду. Они излишне пугливы и тревожны. Если ребенок в коллективе способен моделировать поведение, общаться с другими детьми, значит, он здоров. А если дома он замкнут, значит, родители ведут себя неправильно или воспитывают его не так.

Отсутствие поиска разделяемой радости, общих интересов и достижений с другими людьми также характерно для аутичного ребенка. Например, если нормально развивающемуся малышу принести машинку, он побежит показывать ее маме или брату. А ребенок с аутизмом может вообще не реагировать на игрушку. Если он берет эту игрушку, то его там интересует совсем не то, что увлекает здоровых детей. Для него характерно повышенное внимание к частям предмета или нефункциональным элементам игрушек, например, к их запаху, осязанию поверхности.

Вторая группа симптомов аутизма — это качественная аномалия в общении, которая может проявляться либо задержкой, либо полным отсутствием разговорной речи. Кстати, когда есть подозрение на аутизм, ребенка в первую очередь надо обследовать на нарушение слуха, потому что некоторые дети именно из-за нарушений слуха могут вести себя странно. Нормальный ребенок, если он не говорит, старается этот недостаток компенсировать жестикуляцией или раздражается, что его не понимают. Ребенок с аутизмом никак не реагирует, он живет в своем мире. У него нет речи не потому, что она не развита, а потому, что она ему просто не нужна.

Отец ребенка-аутиста рассказал, как общество иногда относится к таким детям

Дети с аутизмом не способны поддерживать беседу с другим лицом, у них повторяющаяся стереотипная речь. Они могу говорить, но говорят в пустоту и односложно. Например, могут не произносить простых слов "мама", а говорить такие слова, какие даже взрослому трудно произнести.

И третья группа расстройств — это ограниченные повторяющиеся стереотипные действия. Например, ребенок может постоянно крутить веревку или колесики у автомобиля. Эти интересы аномальны как по содержанию, так и по направленности.

У ребенка с аутизмом есть стереотипные повторяющиеся маневризмы, например, прихлопывание, выкручивание пальцев рук, хлопанье себя по голове. Все это те симптомы обычно проявляются у детей до трех лет. Но есть и атипичный аутизм, который проявляется после этого возраста. В этом случае у ребенка присутствуют симптомы аутизма, которые характерны для детей до трех лет, но они присутствуют фрагментарно, то есть не постоянно. Иногда нужно часами наблюдать за ребенком, чтобы увидеть эти признаки.

Неспецифическими, но характерными расстройствами при аутизме являются отклонения в пищевом поведении. Такие дети избирательны к пище, они не жуют твердую пищу, предпочитая жидкую или в протертом виде, хотя иногда могут грызть сухарик. 

- Какова природа возникновения аутизма?

— Пока неизвестно… Симптоматический аутизм может возникать при некоторых аномалиях развития мозга, которые приводят к нарушению поведения. Аутизм, кстати, очень распространенное заболевание один случай на тысячу детского населения. То есть аутизм так же часто встречается, как сахарный диабет. По ряду некоторых неврологических заболеваний мы находимся в заблуждении, не придаем значения этим болезням. Вот, например, заболеваемость эпилепсией — семь человек на тысячу детей. Есть три самых распространенных заболевания детского возраста: это сахарный диабет, бронхиальная астма и эпилепсия. На четвертом месте стоит аутизм.

Что касается симптоматического аутизма, в некоторых случаях мы уже выявили причину его возникновения и этой причиной является патологическая эпилептиформная активность (появление на ЭЭГ волн, отличных от фоновой активности и сходных у больных эпилепсией). Такой ребенок до определенного возраста развивается нормально, потом он перестает различать речь, начинает странно себя вести, появляются симптомы аутизма. У него может не быть эпилептических приступов или они возникают редко и только у 30% пациентов. При обследовании методом электроэнцефалографии во время фазы медленного сна выявляется аномальная высокоамплитудная эпилептиформная активность. Таких детей, если их вовремя выявить, можно спасти от того, чтобы они не погрузились в себя, назначив определенные антиэпилептические препараты.

- Если родители заметили у ребенка признаки аутизма, к кому они должны обратиться в первую очередь?

— Детям до трех лет, конечно, к неврологу. Бывает симптоматический аутизм, когда есть аномалии в мозгу или эпилептическая энцефалопатия, которые не отличимы от типичного аутизма. Поэтому специалист должен в первую очередь исключить те заболевания, которые связаны с аномалией развития мозга. Их можно выявить с помощью МРТ, КТ.

- Каким образом можно вывести ребенка из аутичного состояния?

Дети-аутисты делают акробатические упражнения на уроке иппотерапии

— Все зависит от степени выраженности этих расстройств. Бывает такая глубокая форма аутизма, что ничего сделать нельзя. Если мы говорим, что шизофрения — это аффективно-бредовое расстройство и это болезнь со своим началом и концом, то аутизм — это расстройство. Поэтому при шизофрении очень эффективны антипсихотические препараты. А при аутизме медикаменты не работают, здесь нужны специальные занятия с педагогами-дефектологами, логопедами, психологами, чтобы постараться вывести этого ребенка от этой погруженности в свой мир.

Художественные фильмы создают миф, якобы такие дети обладают сверхспособностями. Но все это преувеличение, потому что аутизм — это все-таки специфическая форма умственной отсталости.

- Что изменилось со временем в подходах к лечению и реабилитации детей с таким диагнозом?

— Сейчас у нас в стране психиатрия испытывает определенный кризис. И этот кризис обусловлен двумя факторами: страхом общества перед психиатрами и отсутствием хороших кадров.

Очень неохотно обращаются наши граждане к специалисту-психиатру. Они почему-то находятся в заблуждении, что все проблемы может решить психолог. Но психолог — это далеко не врач.

Сейчас также большая проблема с образованием врачей-психиатров. В США, например, последипломная подготовка такого специалиста длится 10-12 лет, а у нас часто всего один год. Раньше, до 60-х годов, у нас были психиатры мирового уровня, а сейчас я могу на пальцах пересчитать специалистов, которые в нашей стране занимаются аутизмом.

Конечно, необходимо для таких детей создавать специализированные центры дошкольного воспитания и школьного обучения. Необходима надежная и доступная система для детей с отклонениями в психическом развитии. Такие центры есть у нас в России, но их недостаточно.

Интервью
 
DirectAdvert



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена