Рейтинг@Mail.ru
Невролог: аутизм встречается в РФ так же часто, как сахарный диабет - РИА Новости, 19.11.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Невролог: аутизм встречается в РФ так же часто, как сахарный диабет

© РИА НовостиПрофессор Андрей Петрухин
Профессор Андрей Петрухин
Читать ria.ru в
Дзен
О том, как родителям распознать аутизм у своего ребенка на ранней стадии и куда обратиться, какие проблемы существуют в российской психиатрии в интервью РИА Новости рассказал главный внештатный специалист - детский невролог Минздравсоцразвития РФ, член Королевского медицинского общества Великобритании, профессор Андрей Петрухин.

Аутизм входит в четверку самых распространенных заболеваний детского возраста, уступая лишь сахарному диабету, бронхиальной астме и эпилепсии.  Однако чиновники здравоохранения уделяют данной проблеме незаслуженно мало внимания. О том, как родителям распознать аутизм у своего ребенка на ранней стадии и куда обратиться, какие проблемы существуют в российской психиатрии и о каким образом решить вопросы лечения и реабилитации детей с таким диагнозом в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Татьяне Степановой рассказал главный внештатный специалист — детский невролог Минздравсоцразвития РФ, член Королевского медицинского общества Великобритании, профессор Андрей Петрухин.

- Андрей Сергеевич, как родителям распознать у ребенка признаки аутизма?

— В общей сложности симптомы аутизма можно разделить на три общие группы. Первое — это качественное нарушение социального взаимодействия. То есть, ребенок не способен адекватно использовать жесты, мимическое выражение и позу как здоровый ребенок.

Также у ребенка с аутизмом есть сложности к установлению взаимосвязи со сверстниками, у них нет общих интересов с другими детьми. Они не участвуют в предметной и игровой деятельности, не выражают эмоций в отношениях со сверстниками и даже избегают контактов с ними.

Детей с аутизмом не интересует окружающий мир, они эмоционально не реагируют на происходящее. Ведут себя одинаково как дома, так и в детском саду. Они излишне пугливы и тревожны. Если ребенок в коллективе способен моделировать поведение, общаться с другими детьми, значит, он здоров. А если дома он замкнут, значит, родители ведут себя неправильно или воспитывают его не так.

Отсутствие поиска разделяемой радости, общих интересов и достижений с другими людьми также характерно для аутичного ребенка. Например, если нормально развивающемуся малышу принести машинку, он побежит показывать ее маме или брату. А ребенок с аутизмом может вообще не реагировать на игрушку. Если он берет эту игрушку, то его там интересует совсем не то, что увлекает здоровых детей. Для него характерно повышенное внимание к частям предмета или нефункциональным элементам игрушек, например, к их запаху, осязанию поверхности.

Вторая группа симптомов аутизма — это качественная аномалия в общении, которая может проявляться либо задержкой, либо полным отсутствием разговорной речи. Кстати, когда есть подозрение на аутизм, ребенка в первую очередь надо обследовать на нарушение слуха, потому что некоторые дети именно из-за нарушений слуха могут вести себя странно. Нормальный ребенок, если он не говорит, старается этот недостаток компенсировать жестикуляцией или раздражается, что его не понимают. Ребенок с аутизмом никак не реагирует, он живет в своем мире. У него нет речи не потому, что она не развита, а потому, что она ему просто не нужна.

Дети с аутизмом не способны поддерживать беседу с другим лицом, у них повторяющаяся стереотипная речь. Они могу говорить, но говорят в пустоту и односложно. Например, могут не произносить простых слов "мама", а говорить такие слова, какие даже взрослому трудно произнести.

И третья группа расстройств — это ограниченные повторяющиеся стереотипные действия. Например, ребенок может постоянно крутить веревку или колесики у автомобиля. Эти интересы аномальны как по содержанию, так и по направленности.

У ребенка с аутизмом есть стереотипные повторяющиеся маневризмы, например, прихлопывание, выкручивание пальцев рук, хлопанье себя по голове. Все это те симптомы обычно проявляются у детей до трех лет. Но есть и атипичный аутизм, который проявляется после этого возраста. В этом случае у ребенка присутствуют симптомы аутизма, которые характерны для детей до трех лет, но они присутствуют фрагментарно, то есть не постоянно. Иногда нужно часами наблюдать за ребенком, чтобы увидеть эти признаки.

Неспецифическими, но характерными расстройствами при аутизме являются отклонения в пищевом поведении. Такие дети избирательны к пище, они не жуют твердую пищу, предпочитая жидкую или в протертом виде, хотя иногда могут грызть сухарик. 

- Какова природа возникновения аутизма?

— Пока неизвестно… Симптоматический аутизм может возникать при некоторых аномалиях развития мозга, которые приводят к нарушению поведения. Аутизм, кстати, очень распространенное заболевание один случай на тысячу детского населения. То есть аутизм так же часто встречается, как сахарный диабет. По ряду некоторых неврологических заболеваний мы находимся в заблуждении, не придаем значения этим болезням. Вот, например, заболеваемость эпилепсией — семь человек на тысячу детей. Есть три самых распространенных заболевания детского возраста: это сахарный диабет, бронхиальная астма и эпилепсия. На четвертом месте стоит аутизм.

Что касается симптоматического аутизма, в некоторых случаях мы уже выявили причину его возникновения и этой причиной является патологическая эпилептиформная активность (появление на ЭЭГ волн, отличных от фоновой активности и сходных у больных эпилепсией). Такой ребенок до определенного возраста развивается нормально, потом он перестает различать речь, начинает странно себя вести, появляются симптомы аутизма. У него может не быть эпилептических приступов или они возникают редко и только у 30% пациентов. При обследовании методом электроэнцефалографии во время фазы медленного сна выявляется аномальная высокоамплитудная эпилептиформная активность. Таких детей, если их вовремя выявить, можно спасти от того, чтобы они не погрузились в себя, назначив определенные антиэпилептические препараты.

- Если родители заметили у ребенка признаки аутизма, к кому они должны обратиться в первую очередь?

— Детям до трех лет, конечно, к неврологу. Бывает симптоматический аутизм, когда есть аномалии в мозгу или эпилептическая энцефалопатия, которые не отличимы от типичного аутизма. Поэтому специалист должен в первую очередь исключить те заболевания, которые связаны с аномалией развития мозга. Их можно выявить с помощью МРТ, КТ.

- Каким образом можно вывести ребенка из аутичного состояния?

— Все зависит от степени выраженности этих расстройств. Бывает такая глубокая форма аутизма, что ничего сделать нельзя. Если мы говорим, что шизофрения — это аффективно-бредовое расстройство и это болезнь со своим началом и концом, то аутизм — это расстройство. Поэтому при шизофрении очень эффективны антипсихотические препараты. А при аутизме медикаменты не работают, здесь нужны специальные занятия с педагогами-дефектологами, логопедами, психологами, чтобы постараться вывести этого ребенка от этой погруженности в свой мир.

Художественные фильмы создают миф, якобы такие дети обладают сверхспособностями. Но все это преувеличение, потому что аутизм — это все-таки специфическая форма умственной отсталости.

- Что изменилось со временем в подходах к лечению и реабилитации детей с таким диагнозом?

— Сейчас у нас в стране психиатрия испытывает определенный кризис. И этот кризис обусловлен двумя факторами: страхом общества перед психиатрами и отсутствием хороших кадров.

Очень неохотно обращаются наши граждане к специалисту-психиатру. Они почему-то находятся в заблуждении, что все проблемы может решить психолог. Но психолог — это далеко не врач.

Сейчас также большая проблема с образованием врачей-психиатров. В США, например, последипломная подготовка такого специалиста длится 10-12 лет, а у нас часто всего один год. Раньше, до 60-х годов, у нас были психиатры мирового уровня, а сейчас я могу на пальцах пересчитать специалистов, которые в нашей стране занимаются аутизмом.

Конечно, необходимо для таких детей создавать специализированные центры дошкольного воспитания и школьного обучения. Необходима надежная и доступная система для детей с отклонениями в психическом развитии. Такие центры есть у нас в России, но их недостаточно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала