Типенко: зарплаты учителей в ряде регионов стали снижаться

Директор Центра универсальных программ Наталия Типенко. Архив
К 2013 году в соответствии с президентской инициативной "Наша новая школа" новая система оплаты труда должна охватить все регионы. Об изменении заработков учителей рассказывает в интервью РИА Новости директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.

Несколько последних лет в части регионов РФ действуют новые системы оплаты труда (НСОТ) работников образования. К 2013 году в соответствии с президентской инициативной "Наша новая школа" НСОТ должна охватить все регионы. Об изменении заработков учителей рассказывает в интервью РИА Новости директор Центра универсальных программ Наталия Типенко. 

- Наталия Георгиевна, вы проводили общероссийский мониторинг перехода на НСОТ. Каковы итоги?

- Для разных мест они свои. В Астраханской, Белгородской, Калужской, Кемеровской, Новгородской, Новосибирской, Псковской, Ростовской областях, Краснодарском крае, республике Саха (Якутия) – и не только здесь - средний заработок учителя вырос более чем в 1,5 раза. Для большинства регионов рост учительских зарплат был не столь значителен.

С учетом территориальных различий, к сентябрю 2009 года доходы учителей приблизились к среднему заработку в экономике в 10 регионах. В Калининградской, Ленинградской, Саратовской, Псковской, Кемеровской, Ивановской и Белгородской областях, Республике Чувашия, Алтайском и Красноярском краях средняя учительская зарплата была ниже средней по экономике не более чем на 10% .

В Новгородской, Мурманской областях доход учителя был даже несколько выше среднего по региону. Во многом этому способствовал кризис и общее снижение заработков в экономике.

Настораживает тенденция: если в 2007-2009 годах заработки учителей исключительно росли, то сейчас их рост замедлился, а в 13 регионах сменился падением. Частично это объясняется тем, что на НСОТ здесь сначала была переведена часть школ, а к концу года - все. Так, в Томской области средние зарплаты учителей с января 2009 года по октябрь 2010 упали с 20 до 16 тысяч рублей – пока НСОТ была введена только в одной трети школ, зарплаты были выше, но снизились при переходе всех учреждений. Однако для части регионов падение, пусть и незначительное, с этим уже не связано — в Московской, Саратовской, Тульской, Самарской областях и ряде других. Лишь Белгородской, Новгородской, Кемеровской, Мурманской областям и Алтайскому краю удалось к октябрю 2010 года удержать зарплату учителей на уровне средней по экономике. Правда, нельзя сказать, что зарплата серьезно выросла. В регионах Центрального федерального округа учителя в школах, переведенных на НСОТ, получали в среднем (на 1 октября 2010) около 11 тысяч рублей, в Северо-Западном регионе -16, на Дальнем Востоке около 22 тысяч рублей.

- Действительно ли механизм НСОТ дает рост зарплат?

- Переход на новые системы оплаты сопровождался дополнительными вложениями в образование. Именно это позволило повысить доходы учителей. Без дополнительного финансирования ввести НСОТ и сформировать фонды стимулирования практически невозможно. В целом, это, конечно, привело к росту средней зарплаты.

Так, за последний год наибольший рост (30-40%) при введении НСОТ показали Омская, Орловская, Ульяновская области. Но хватит ли у них бюджетных "сил" удержать этот уровень? Мы уже наблюдали, как Московская и Саратовская области, сделав "рывок" и резко повысив зарплату в 2009 году, не смогли удержаться на этом уровне.

- Одна из задач НСОТ - создание материальной заинтересованности учителя в результатах труда. Цель достигнута?

- Дифференциация в оплате, безусловно, возросла. В регионах, внедрявших у себя модельную методику Минобрнауки РФ или ее производные, она возросла сильнее; в регионах, вводивших другие системы -меньше. Однако размер зарплаты во многом все еще зависит от учебной нагрузки. А внутри учреждения разброс заработков между учителями растет. То есть зарплата может и сильно вырасти, но не у всех.

Нагрузка 10% самых высокооплачиваемых педагогов составляет 23-24 часа в неделю (при норме 18 часов), нагрузка 10% самых низкооплачиваемых - около 14 часов. За последние 4 года нагрузка учителей в среднем выросла, а высокая нагрузка отнюдь не гарантирует качества работы, скорее наоборот.

- Предполагалось, что учителям будут платить не только за объем работы. Выходит, с модельной методикой Минобрнауки что-то не так?

- При введении НСОТ полагали, что значительную часть заработка учителей будут составлять стимулирующие надбавки - до 30%. Этого не произошло: 2008 год отмечен кризисом; в 2009 и 2010 годах часть стимулирующих фондов "съело" увеличение окладов работников с минимальным размером оплаты труда (лаборанты, гардеробщицы, уборщицы) - их заработки пришлось срочно "подтягивать" до положенных 4330 рублей. В 2010 году фонды стимулирующих выплат по-прежнему невелики - 15% в структуре фонда оплаты. Но несмотря на финансовые трудности их доля все-таки увеличилась в среднем до 19%. Но разница между регионами здесь также велика.

Судя по наметившимся тенденциям, различия в оплате работы учителей по отдельным субъектам будут усугубляться. Ряду регионов все труднее будет удерживать заработную плату на достигнутом уровне, не говоря уже о ее росте.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии
Обсуждение
1 пользователь оставил 1 комментарий
  • [i]Белгородской, ... Мурманской областям и Алтайскому краю удалось к октябрю 2010 года удержать зарплату учителей на уровне средней по экономике. В регионах Центрального федерального округа учителя в школах, переведенных на НСОТ, получали в среднем (на 1 октября 2010) около 11 тысяч рублей, в Северо-Западном регионе -16, на Дальнем Востоке около 22 тысяч рублей.[/i]

    Средняя зарплата по стране в прошлом году превышала 20 тысяч рублей. что такое "[i]средняя зарплата по экономике[/i]"? [b]Зампред комитета Госдумы по образованию О. Смолин утверждает, что средняя зарплата учителя в прошлом году составили 65% от средней по стране.[/b] Цифра одна и понятная. У Типенко цифр много, но что они означают?
    23:00
    26.02.2011
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.