Несколько последних лет в части регионов РФ действуют новые системы оплаты труда (НСОТ) работников образования. К 2013 году в соответствии с президентской инициативной "Наша новая школа" НСОТ должна охватить все регионы. Об изменении заработков учителей рассказывает в интервью РИА Новости директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.
- Наталия Георгиевна, вы проводили общероссийский мониторинг перехода на НСОТ. Каковы итоги?
- Для разных мест они свои. В Астраханской, Белгородской, Калужской, Кемеровской, Новгородской, Новосибирской, Псковской, Ростовской областях, Краснодарском крае, республике Саха (Якутия) – и не только здесь - средний заработок учителя вырос более чем в 1,5 раза. Для большинства регионов рост учительских зарплат был не столь значителен.
С учетом территориальных различий, к сентябрю 2009 года доходы учителей приблизились к среднему заработку в экономике в 10 регионах. В Калининградской, Ленинградской, Саратовской, Псковской, Кемеровской, Ивановской и Белгородской областях, Республике Чувашия, Алтайском и Красноярском краях средняя учительская зарплата была ниже средней по экономике не более чем на 10% .
В Новгородской, Мурманской областях доход учителя был даже несколько выше среднего по региону. Во многом этому способствовал кризис и общее снижение заработков в экономике.
Настораживает тенденция: если в 2007-2009 годах заработки учителей исключительно росли, то сейчас их рост замедлился, а в 13 регионах сменился падением. Частично это объясняется тем, что на НСОТ здесь сначала была переведена часть школ, а к концу года - все. Так, в Томской области средние зарплаты учителей с января 2009 года по октябрь 2010 упали с 20 до 16 тысяч рублей – пока НСОТ была введена только в одной трети школ, зарплаты были выше, но снизились при переходе всех учреждений. Однако для части регионов падение, пусть и незначительное, с этим уже не связано — в Московской, Саратовской, Тульской, Самарской областях и ряде других. Лишь Белгородской, Новгородской, Кемеровской, Мурманской областям и Алтайскому краю удалось к октябрю 2010 года удержать зарплату учителей на уровне средней по экономике. Правда, нельзя сказать, что зарплата серьезно выросла. В регионах Центрального федерального округа учителя в школах, переведенных на НСОТ, получали в среднем (на 1 октября 2010) около 11 тысяч рублей, в Северо-Западном регионе -16, на Дальнем Востоке около 22 тысяч рублей.
- Действительно ли механизм НСОТ дает рост зарплат?
- Переход на новые системы оплаты сопровождался дополнительными вложениями в образование. Именно это позволило повысить доходы учителей. Без дополнительного финансирования ввести НСОТ и сформировать фонды стимулирования практически невозможно. В целом, это, конечно, привело к росту средней зарплаты.
Так, за последний год наибольший рост (30-40%) при введении НСОТ показали Омская, Орловская, Ульяновская области. Но хватит ли у них бюджетных "сил" удержать этот уровень? Мы уже наблюдали, как Московская и Саратовская области, сделав "рывок" и резко повысив зарплату в 2009 году, не смогли удержаться на этом уровне.
- Одна из задач НСОТ - создание материальной заинтересованности учителя в результатах труда. Цель достигнута?
- Дифференциация в оплате, безусловно, возросла. В регионах, внедрявших у себя модельную методику Минобрнауки РФ или ее производные, она возросла сильнее; в регионах, вводивших другие системы -меньше. Однако размер зарплаты во многом все еще зависит от учебной нагрузки. А внутри учреждения разброс заработков между учителями растет. То есть зарплата может и сильно вырасти, но не у всех.
Нагрузка 10% самых высокооплачиваемых педагогов составляет 23-24 часа в неделю (при норме 18 часов), нагрузка 10% самых низкооплачиваемых - около 14 часов. За последние 4 года нагрузка учителей в среднем выросла, а высокая нагрузка отнюдь не гарантирует качества работы, скорее наоборот.
- Предполагалось, что учителям будут платить не только за объем работы. Выходит, с модельной методикой Минобрнауки что-то не так?
- При введении НСОТ полагали, что значительную часть заработка учителей будут составлять стимулирующие надбавки - до 30%. Этого не произошло: 2008 год отмечен кризисом; в 2009 и 2010 годах часть стимулирующих фондов "съело" увеличение окладов работников с минимальным размером оплаты труда (лаборанты, гардеробщицы, уборщицы) - их заработки пришлось срочно "подтягивать" до положенных 4330 рублей. В 2010 году фонды стимулирующих выплат по-прежнему невелики - 15% в структуре фонда оплаты. Но несмотря на финансовые трудности их доля все-таки увеличилась в среднем до 19%. Но разница между регионами здесь также велика.
Судя по наметившимся тенденциям, различия в оплате работы учителей по отдельным субъектам будут усугубляться. Ряду регионов все труднее будет удерживать заработную плату на достигнутом уровне, не говоря уже о ее росте.
Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости