Шнейдер: слухи о готовящемся засилье ОБЖ и физкультуры в школах - миф

Не утихают споры вокруг проекта федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. В числе дискуссионных вопросов – список предметов, обязательных для изучения, и возможность выбора курсов. Об особенностях стандарта рассказывает в интервью РИА Новости директор московской гимназии №45 Михаил Шнейдер.

Не утихают споры вокруг проекта федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. В числе дискуссионных вопросов – список предметов, обязательных для изучения, и возможность выбора курсов. Об особенностях стандарта рассказывает в интервью РИА Новости директор московской гимназии №45 Михаил Шнейдер.

- Михаил Яковлевич, стандарт для старшей школы предполагает в качестве обязательных дисциплин физкультуру, ОБЖ и предмет под названием "Россия в мире". И если с физкультурой все более-менее ясно, нужен ли всем школьникам курс ОБЖ?

- У нас сегодня много проблем, лежащих в области безопасности. Если человек не обращает внимания на бесхозную сумку в метро, не знает правил дорожного движения, не способен оказать первую медицинскую помощь, да и вообще не умеет вести себя в нестандартных ситуациях, причины нужно искать, в том числе, и в школьном образовании. К сожалению, в школах не всегда серьезно относятся к вопросам безопасности. В моей практике были случаи, когда во время учебной тревоги некоторые учителя отказывались эвакуировать детей, пока не прозвенит звонок с урока.

Курс ОБЖ должен научить современных школьников уважению к соответствующим правилам и привить навыки поведения в нестандартных ситуациях. Предмет может быть очень полезным при правильном подходе к организации занятий. Так, учеников нашей гимназии мы возим "в гости" в подразделения МЧС, где их обучают различным полезным вещам, проводят с ними ролевые игры. Курс должен преподаваться с участием специалистов: врачей, спасателей, милиционеров – тех, кто каждодневно сталкивается с проблемами безопасности.

- А чем обусловлена необходимость курса "Россия в мире"?

- Смысл этого курса в том, чтобы помочь нам более комфортно жить в многонациональном, многоконфессиональном государстве с несложившейся идентичностью. Данный предмет должен рассматриваться как междисциплинарный интерактивный проект. Безусловно, нужно привлекать к ведению занятий внешних экспертов - этнологов, этнографов, философов, социальных антропологов, психологов, религиоведов, культурологов, политологов, которые могли бы познакомить детей с существующими в России культурными и религиозными традициями в их историческом контексте. Сегодня они владеют более полной научной информацией, чем школьные учителя, и смогут обратить внимание ребят на серьезные проблемы, которые часто остаются "за кадром" образовательных программ. 

- Ваша гимназия работает в системе международного бакалавриата (IB), куда входят школы из разных стран. Не придется ли вам в связи с переходом на новый стандарт менять принципы, формы, методы обучения, признанные на международном уровне?

- Скорее наоборот. В проекте стандарта для старшей школы учтены многие принципы, характерные для школьного образования в других странах.

Например, в школах IB дети давно уже выбирают предметы из шести предметных областей – примерно таких же, как в проекте российского стандарта. Наши ребята и в основной школе, и в старшей готовят индивидуальный исследовательский проект и дипломную работу. Стандарт впервые делает обязательной аналогичную работу для всех российских старшеклассников.

В целом в проекте стандарта, безусловно, учтен опыт IB, и здесь нет ничего удивительного - это очень известная, признанная система. К примеру, очень важен принцип, в соответствии с которым школьник обязательно должен выбрать минимум по одному предмету на базовом или профильном уровне из каждой области. Даже если ему нужны преимущественно естественные науки, он все равно должен будет изучать русский и родной языки, одну из общественных наук. Это очень разумно — ряд современных дисциплин, таких, как структурная лингвистика, требуют углубленных знаний как в области математики, так и литературы. Да и инженерам русский язык в последних классах школы необходим, как, впрочем, и иностранный.

- Не рано ли еще нашей школе переходить на такой стандарт?

- Возможны два подхода: закрепить текущее положение вещей, что мало кого устроит, или наметить более высокую планку. Новый стандарт, безусловно, поднимет планку. Соответствовать новому уровню будет непросто, однако до повсеместного внедрения стандарта для старшей школы еще есть время. За три-четыре года можно успеть многое, если не слушать мифы о том, что школьников в старших классах ждут только ОБЖ и физкультура…

Особенно важно наличие в стандарте требований к условиям реализации образовательных программ. Теперь если в школе, например, нет спортивного зала, эту проблему придется решить.

- В концепции духовно-нравственного воспитания и развития, которая прилагается к стандарту, эксперты сформулировали базовые ценности российского общества, на которые должны ориентироваться учителя и дети: патриотизм, семья, здоровье, труд и прочее. На ваш взгляд, этот список - исчерпывающий?

- Первой в этом списке я бы поставил главную ценность – свободу.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.