Не утихают споры вокруг проекта федерального государственного образовательного стандарта для старшей школы. В числе дискуссионных вопросов – список предметов, обязательных для изучения, и возможность выбора курсов. Об особенностях стандарта рассказывает в интервью РИА Новости директор московской гимназии №45 Михаил Шнейдер.
- Михаил Яковлевич, стандарт для старшей школы предполагает в качестве обязательных дисциплин физкультуру, ОБЖ и предмет под названием "Россия в мире". И если с физкультурой все более-менее ясно, нужен ли всем школьникам курс ОБЖ?
- У нас сегодня много проблем, лежащих в области безопасности. Если человек не обращает внимания на бесхозную сумку в метро, не знает правил дорожного движения, не способен оказать первую медицинскую помощь, да и вообще не умеет вести себя в нестандартных ситуациях, причины нужно искать, в том числе, и в школьном образовании. К сожалению, в школах не всегда серьезно относятся к вопросам безопасности. В моей практике были случаи, когда во время учебной тревоги некоторые учителя отказывались эвакуировать детей, пока не прозвенит звонок с урока.
Курс ОБЖ должен научить современных школьников уважению к соответствующим правилам и привить навыки поведения в нестандартных ситуациях. Предмет может быть очень полезным при правильном подходе к организации занятий. Так, учеников нашей гимназии мы возим "в гости" в подразделения МЧС, где их обучают различным полезным вещам, проводят с ними ролевые игры. Курс должен преподаваться с участием специалистов: врачей, спасателей, милиционеров – тех, кто каждодневно сталкивается с проблемами безопасности.
- А чем обусловлена необходимость курса "Россия в мире"?
- Смысл этого курса в том, чтобы помочь нам более комфортно жить в многонациональном, многоконфессиональном государстве с несложившейся идентичностью. Данный предмет должен рассматриваться как междисциплинарный интерактивный проект. Безусловно, нужно привлекать к ведению занятий внешних экспертов - этнологов, этнографов, философов, социальных антропологов, психологов, религиоведов, культурологов, политологов, которые могли бы познакомить детей с существующими в России культурными и религиозными традициями в их историческом контексте. Сегодня они владеют более полной научной информацией, чем школьные учителя, и смогут обратить внимание ребят на серьезные проблемы, которые часто остаются "за кадром" образовательных программ.
- Ваша гимназия работает в системе международного бакалавриата (IB), куда входят школы из разных стран. Не придется ли вам в связи с переходом на новый стандарт менять принципы, формы, методы обучения, признанные на международном уровне?
- Скорее наоборот. В проекте стандарта для старшей школы учтены многие принципы, характерные для школьного образования в других странах.
Например, в школах IB дети давно уже выбирают предметы из шести предметных областей – примерно таких же, как в проекте российского стандарта. Наши ребята и в основной школе, и в старшей готовят индивидуальный исследовательский проект и дипломную работу. Стандарт впервые делает обязательной аналогичную работу для всех российских старшеклассников.
В целом в проекте стандарта, безусловно, учтен опыт IB, и здесь нет ничего удивительного - это очень известная, признанная система. К примеру, очень важен принцип, в соответствии с которым школьник обязательно должен выбрать минимум по одному предмету на базовом или профильном уровне из каждой области. Даже если ему нужны преимущественно естественные науки, он все равно должен будет изучать русский и родной языки, одну из общественных наук. Это очень разумно — ряд современных дисциплин, таких, как структурная лингвистика, требуют углубленных знаний как в области математики, так и литературы. Да и инженерам русский язык в последних классах школы необходим, как, впрочем, и иностранный.
- Не рано ли еще нашей школе переходить на такой стандарт?
- Возможны два подхода: закрепить текущее положение вещей, что мало кого устроит, или наметить более высокую планку. Новый стандарт, безусловно, поднимет планку. Соответствовать новому уровню будет непросто, однако до повсеместного внедрения стандарта для старшей школы еще есть время. За три-четыре года можно успеть многое, если не слушать мифы о том, что школьников в старших классах ждут только ОБЖ и физкультура…
Особенно важно наличие в стандарте требований к условиям реализации образовательных программ. Теперь если в школе, например, нет спортивного зала, эту проблему придется решить.
- В концепции духовно-нравственного воспитания и развития, которая прилагается к стандарту, эксперты сформулировали базовые ценности российского общества, на которые должны ориентироваться учителя и дети: патриотизм, семья, здоровье, труд и прочее. На ваш взгляд, этот список - исчерпывающий?
- Первой в этом списке я бы поставил главную ценность – свободу.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости