Ковалева: за качество образования "отвечают" не только деньги

Экзамен в средней общеобразовательной школе. Архив
В международном исследовании качества образования PISA 2009 Россия на 41-43-м месте (из 65). Ситуацию комментирует в интервью РИА Новости руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева.

В международном исследовании качества образования PISA 2009 Россия на 41-43-м месте (из 65). Ситуацию комментирует в интервью РИА Новости руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева.

- Галина Сергеевна, 41-43-е место в исследовании PISA – это и впрямь очень плохо? И стоит ли нам обращать внимание на подобные исследования?

- За последние 20 лет в мире создана система мониторинга качества образования. И ведущие мировые державы осознают: их конкурентоспособность и благополучие определяют не только природные ресурсы – где-то их просто нет – и вкладывают деньги в образование.

Есть два направления исследований. В одном (PIRLS, TIMSS) оценивается предметная грамотность – то, чему учат. В другом (PISA) – функциональная грамотность: применение знаний.

В области предметных знаний результаты российских школьников хорошие – у нас 1-е место в PIRLS, а вот в сфере применения знаний (PISA) наши школьники неконкурентоспособны. По всем трем направлениям исследования PISA – читательской, математической и естественнонаучной грамотности – наши результаты ниже средних международных.

Наш средний балл – 459, тогда как по странам ОЭСР – 493. Разница почти в 40 баллов.

А 40 баллов по шкале PISA в пересчете на годы обучения – это один год. То есть, если дать один тест учащимся 8-ого и 9-ого классов, которые обучаются в одной школе по одним учебникам, то их различия в среднем балле будут около 40.

От лидеров PISA мы отстает на 3-4 года обучения.

- И все же средний балл – это средний…

- В PISA выделяются шесть уровней грамотности. Так, на 2-м базовом уровне проверяется способность учащихся применять знания и умения в простых неучебных жизненных ситуациях: понять, зачем написан текст, прочитать объявление и соотнести его содержание с личным опытом. На 3-м и 4-м уровнях оценивается способность самостоятельно приобретать знания на основе уже имеющихся. С заданиями 5-го и 6-го уровней справляется "золотой фонд" страны, они действительно сложные.

Большинство российских детей работают на 2-м уровне, тогда как страны ОЭСР – на 3-м.

По чтению на 5-м и 6-м уровнях у нас 3% детей, в ОЭСР – 7%, в странах-лидерах – до 15%.

- Россия в исследовании PISA участвует с 2000 года. Что-то меняется в результатах?

- С 2000 года изменилось количество стран-участниц исследования – оно выросло с 32 до 65, поэтому сравнивать места нет смысла.

На фоне исследований 2000 года у нас практически нет изменений. Исследование проводится каждые 3 года. При этом шкала измерений остается неизменной. И если в 2000 году наш средний балл был 462, то сейчас - 459. И это означает, что прошедшие за это время реформы и вложения в образования не дали эффектов, которые бы зафиксировала PISA.

Хотя мы выбираемся из "ямы". С 2000 года по 2003 год у нас было резкое, на 20 баллов, ухудшение результатов, потом был период стагнации и вот сейчас мы возвращаемся к показателям 2000 года.

- А какие изменения за эти годы произошли в других странах?

- Многие значительно, более чем на 20 баллов, улучшили показатели. Очень сильный подъем был, к примеру, в Чили, где осуществлены серьезные реформы в содержании образования, системе экзаменов, финансирования; в школах введены стандарты результатов и одновременно обеспечена автономия, свобода в принятии решения, как учить.

- А то, что Шанхай (Китай был представлен в PISA Шанхаем, Гонконгом, Макао) выйдет на 1-е место, потеснив стабильно лидирующую Финляндию, было ожидаемо?

- Нет. Кстати, именно в связи с тем, что китайские территории заняли лидирующие позиции, Барак Обама сказал, что результаты исследования PISA сравнимы с запуском искусственного спутника.

В Шанхае и Гонконге нет природных ресурсов, поэтому там так велики вложения в образование: работают программы по повышению мотивации к обучению, помощи слабым детям, особое внимание уделяется талантливым школьникам.

К тому же в Китае ограничено рождение детей. (А представьте нашу семью с одним ребенком – сколько всего ему стараются дать…) При этом в стране глубокие традиции уважения к учителю, к старшим.

Вообще PISA показывает, финансовые вложения в образование – это не все, что необходимо для достижения результатов. Есть страны, в которых вложения в образование значительно превышают затраты Шанхая, Гонконга, но их результаты ниже.

- Что же влияет на качество образования?

- В содержании образования ориентация не на передачу знаний, что типично для нашей школы, а на формирование умения учиться. В России страшный "провал" при переходе из начальной школы в основную: 1-е место в PIRLS (4 класс) – и 43-е в PISA! Что происходит за 5 лет? Детям, готовым к обучению, не помогают совершенствовать их умения: ребята сталкиваются с огромным массивом информации, их не учат с ней работать, они вынуждены запоминать, не развиваются навыки чтения, а ведь это основа для продолжения образования – обучения в течение всей жизни…

Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости

Аналитика и комментарии

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.