В международном исследовании качества образования PISA 2009 Россия на 41-43-м месте (из 65). Ситуацию комментирует в интервью РИА Новости руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Галина Ковалева.
- Галина Сергеевна, 41-43-е место в исследовании PISA – это и впрямь очень плохо? И стоит ли нам обращать внимание на подобные исследования?
- За последние 20 лет в мире создана система мониторинга качества образования. И ведущие мировые державы осознают: их конкурентоспособность и благополучие определяют не только природные ресурсы – где-то их просто нет – и вкладывают деньги в образование.
Есть два направления исследований. В одном (PIRLS, TIMSS) оценивается предметная грамотность – то, чему учат. В другом (PISA) – функциональная грамотность: применение знаний.
В области предметных знаний результаты российских школьников хорошие – у нас 1-е место в PIRLS, а вот в сфере применения знаний (PISA) наши школьники неконкурентоспособны. По всем трем направлениям исследования PISA – читательской, математической и естественнонаучной грамотности – наши результаты ниже средних международных.
Наш средний балл – 459, тогда как по странам ОЭСР – 493. Разница почти в 40 баллов.
А 40 баллов по шкале PISA в пересчете на годы обучения – это один год. То есть, если дать один тест учащимся 8-ого и 9-ого классов, которые обучаются в одной школе по одним учебникам, то их различия в среднем балле будут около 40.
От лидеров PISA мы отстает на 3-4 года обучения.
- И все же средний балл – это средний…
- В PISA выделяются шесть уровней грамотности. Так, на 2-м базовом уровне проверяется способность учащихся применять знания и умения в простых неучебных жизненных ситуациях: понять, зачем написан текст, прочитать объявление и соотнести его содержание с личным опытом. На 3-м и 4-м уровнях оценивается способность самостоятельно приобретать знания на основе уже имеющихся. С заданиями 5-го и 6-го уровней справляется "золотой фонд" страны, они действительно сложные.
Большинство российских детей работают на 2-м уровне, тогда как страны ОЭСР – на 3-м.
По чтению на 5-м и 6-м уровнях у нас 3% детей, в ОЭСР – 7%, в странах-лидерах – до 15%.
- Россия в исследовании PISA участвует с 2000 года. Что-то меняется в результатах?
- С 2000 года изменилось количество стран-участниц исследования – оно выросло с 32 до 65, поэтому сравнивать места нет смысла.
На фоне исследований 2000 года у нас практически нет изменений. Исследование проводится каждые 3 года. При этом шкала измерений остается неизменной. И если в 2000 году наш средний балл был 462, то сейчас - 459. И это означает, что прошедшие за это время реформы и вложения в образования не дали эффектов, которые бы зафиксировала PISA.
Хотя мы выбираемся из "ямы". С 2000 года по 2003 год у нас было резкое, на 20 баллов, ухудшение результатов, потом был период стагнации и вот сейчас мы возвращаемся к показателям 2000 года.
- А какие изменения за эти годы произошли в других странах?
- Многие значительно, более чем на 20 баллов, улучшили показатели. Очень сильный подъем был, к примеру, в Чили, где осуществлены серьезные реформы в содержании образования, системе экзаменов, финансирования; в школах введены стандарты результатов и одновременно обеспечена автономия, свобода в принятии решения, как учить.
- А то, что Шанхай (Китай был представлен в PISA Шанхаем, Гонконгом, Макао) выйдет на 1-е место, потеснив стабильно лидирующую Финляндию, было ожидаемо?
- Нет. Кстати, именно в связи с тем, что китайские территории заняли лидирующие позиции, Барак Обама сказал, что результаты исследования PISA сравнимы с запуском искусственного спутника.
В Шанхае и Гонконге нет природных ресурсов, поэтому там так велики вложения в образование: работают программы по повышению мотивации к обучению, помощи слабым детям, особое внимание уделяется талантливым школьникам.
К тому же в Китае ограничено рождение детей. (А представьте нашу семью с одним ребенком – сколько всего ему стараются дать…) При этом в стране глубокие традиции уважения к учителю, к старшим.
Вообще PISA показывает, финансовые вложения в образование – это не все, что необходимо для достижения результатов. Есть страны, в которых вложения в образование значительно превышают затраты Шанхая, Гонконга, но их результаты ниже.
- Что же влияет на качество образования?
- В содержании образования ориентация не на передачу знаний, что типично для нашей школы, а на формирование умения учиться. В России страшный "провал" при переходе из начальной школы в основную: 1-е место в PIRLS (4 класс) – и 43-е в PISA! Что происходит за 5 лет? Детям, готовым к обучению, не помогают совершенствовать их умения: ребята сталкиваются с огромным массивом информации, их не учат с ней работать, они вынуждены запоминать, не развиваются навыки чтения, а ведь это основа для продолжения образования – обучения в течение всей жизни…
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости