МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости/Прайм. "Черная пятница" 2016 года завершилась в России достаточно традиционно: покупатели перед новогодними праздниками активно покупают технику и электронику, а магазины фиксируют рост продаж и трафика по сравнению с обычными ноябрьскими днями. Правда, любопытной особенностью нынешней распродажи стало распространение сообщений об искусственных скидках, существование которых подтверждают собеседники РИА Новости.
В России "черную пятницу" с 2013 года проводит ООО "Блэк Фрайдэй" на сайте blackfridaysale.ru. Однако в этом году Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) решила не участвовать в проводимой акции, организуя альтернативную, которая получила название "Настоящая черная пятница", ее сайт — realblackfriday.ru.
Обе акции стартовали в полночь 24 ноября, однако некоторые магазины увеличили сроки распродаж. В совокупности в российской "черной пятнице" участвовали порядка 500 магазинов.
Немного статистики
В пресс-службе "Настоящей черной пятницы" сообщили РИА Новости, что трафик на сайте realblackfriday с момента старта акции на данный момент превысил 1,2 миллиона, а всего с момента запуска площадки он составил более 2 миллионов. Основу трафика составили посещения сайта из Москвы, Подмосковья, Петербурга и Ленинградской области.
Подавляющая доля покупателей, 61,8% — мужчины, соответственно 38,2% — женщины. Покупатели в возрасте от 25 до 34 лет составили 28,7%, примерно столько же, 27,3%, люди в возрасте от 45 лет и старше. Доля граждан старше 18, но моложе 24 лет, составил 19,1%, младше 18 лет — 17,8%, а самой малочисленной оказалась возрастная группа от 35 до 44 лет — на нее приходится всего 7,23% посетителей.
Самая популярная у посетителей сайта realblackfriday категория — смартфоны и гаджеты, на втором месте — бытовая техника. Следом идут компьютеры и планшеты, электроника, женская одежда, обувь, сумки и аксессуары, детские товары, все для дома и дачи, мужская одежда и спорт и отдых.
По данным процессинговой компании PayU, средний чек в "черную пятницу-2016" составил 3218 рублей. Оборот в пятницу 25 ноября вырос на 35% по сравнению с 27 ноября 2015 года, года прошла прошлогодняя акция распродаж, а по сравнению с обычными днями он увеличился более чем в два раза. Пик покупок пришелся на 15 часов дня. Самой дорогой покупкой, согласно PayU, стало приобретение медицинской техники за 441 тысячу рублей.
В "Блэк Фрайдэй" сообщили РИА Новости, что пока не подводили статистику по итогам работы этой площадки.
Больше покупателей, больше покупок
Отзывы российских ритейлеров подтверждают, что с каждым годом "черная пятница" становится в России все более популярной. В "М.Видео" рассказали, что в этом году в рамках глобальной "черной пятницы" на сайте компании покупатели сделали более 58 тысяч заказов, что на 25% больше показателя прошлого года и в 1,7 раза — показателей обычного дня.
"В дни проведения "черной пятницы" трафик на сайте увеличился на 35%, конверсия — на 18% по сравнению с обычным днем. Жители Москвы, Санкт-Петербурга и Краснодара наиболее активно заходили на сайт для совершения покупок. Лидерами продаж стали телевизоры, игровые консоли и пылесосы", — отметили в ритейлере.
"Мы со своей стороны успешно расширяем ассортимент и предлагаем все больше интересных предложений на любой вкус и бюджет. В этот раз итоги акции превзошли наши ожидания: относительно обычного ноябрьского дня трафик на сайт eldorado.ru вырос более чем в 1,5 раза, а количество заказов выросло более чем в три раза", ‒ добавил он.
В свою очередь в онлайн-канале ритейлера "Связной" выручка в "черную пятницу" выросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В розничной сети продажи в период проведения акции также увеличилась двузначно. Посещаемость сайта сети с 24 по 27 ноября превысила 2 миллиона пользователей, увеличившись за год на 25%.
Средний чек в онлайн-канале "Связного" в "черную пятницу" вырос на 20% и достиг 12 тысяч рублей. Наиболее востребованными товарными категориями в "Связном" стали смартфоны, различные аксессуары к ним, "умные" аксессуары, планшетные компьютеры и фототехника. При этом в компании отметили, что потребительское поведение в рамках распродажи текущего года отличается от прошлогоднего.
А был ли мальчик?
Традиционно "черная пятница" не обходится без сообщений о фиктивных скидках. Этот год не стал исключением: в конце прошлой недели в социальных сетях появилось множество сообщений и фотографий, указывающих на "искусственность" выгодных для покупателя предложений.
"Искусственные" скидки действительно были, это нельзя отрицать. Еще перед акцией в рамках предварительного мониторинга мы не допустили до размещения на площадке realblackfriday.ru несколько предложений ритейлеров, в которых заявленная скидка не соответствовала действительности", — рассказывает гендиректор Expert Town (оператор распродажи "Настоящая черная пятница") Леонид Довладбегян.
Кроме того, продолжает он, уже после старта акции компании пришлось снять с сайта несколько акций, в которых были неверно указаны цены. "Тем не менее, я думаю, что искусственных скидок и жалоб на них стало меньше, чем в прошлые годы. Я думаю, ритейлеры начали понимать, что нет смысла в попытках обмана — в интернете в такие игры играть не стоит, все цены можно сравнить", — рассуждает глава Expert Town.
"В отличие от российского ритейла, в США более маржинальные сети, которые часто предлагают честные скидки, в том числе на новинки. Но и там, и у нас интерес к распродажам постепенно снижается из-за перераспределения спроса, потому что акции магазины проводят постоянно. Часто одни перетекают в другие – если не удалось продать какой-то товар ранее, он участвует с той же скидкой в "Черной пятнице" и наоборот", — продолжает эксперт.
По оценке Рябинина, почти все магазины в той или иной степени сначала завышают цены, а потом якобы делают скидку. "В этом году такие искусственные завышения доходят почти до 100% от рекомендованной производителем цены, в результате чего получаются красивые скидки около 50%. Ранее таких наглых манипуляций мы не фиксировали и связываем это с усложнившейся ситуацией на рынке из-за кризиса спроса", — подчеркивает он.