"Черная пятница" (Black Friday) — пятница после дня благодарения в США, который приходится на четвертый четверг ноября. Следующая за ним пятница, получившая за ажиотажный спрос имя "черной", и следующие за ней выходные открывают сезон рождественских распродаж.
Обычай устраивать в этот день распродажи появился в США еще в XIX веке, название "черная пятница" у праздника распродаж появилось в 1960-е годы благодаря водителям, окрестившим так этот день из-за огромных пробок на улицах. Со временем традиция, возникшая в Соединенных Штатах, распространилась на другие страны.
В крупных торговых центрах Лондона, Нью-Йорка, Парижа люди занимают очередь еще с полуночи. И как только распахиваются двери магазинов, толпы покупателей атакуют прилавки. Чтобы стать наиболее удачливым, клиенту важно заранее изучить ассортимент торговых площадок, чтобы подоспеть к нужному месту одним из первых.
При этом существует правило: по бросовым ценам выставляются товары лишь для первой десятки покупателей, а то и меньше, поэтому соревнования за право попасть первым к заветному прилавку в американских супермаркетах нередко заканчивается давками, драками, а то и стрельбой.
Как в Америке, так и в Европе, известные мировые бренды стараются удовлетворять интересы потребителей, максимально опуская цены именно в этот день. Интернет-магазины не отстают от обычных по объему продаж. В последнее время появляется все больше приверженцев совершать покупки из дома. При этом наибольшее внимание уделяется покупкам, совершаемым через мобильные устройства.
Этому способствует ряд факторов: отсутствует необходимость сражаться за покупку; появляется возможность купить товары отличного качества от хорошо известных брендов, сэкономив не только на цене, но и на транспортных затратах; многие онлайн-магазины снижают свою комиссию посредника, а также делают скидку на цену за доставку; при желании клиент может заказать выкуп любого товара сервисом доставки покупок, при условии наличия необходимой суммы на балансе покупателя.
Несмотря на то, что витрины магазинов пестрят рекламой и обещанием скидок именно в "черную пятницу'', эксперты отмечают, что Black Friday постепенно уходит в историю, поскольку распродажи фактически начинаются за несколько дней до нее и продолжаются после праздничных выходных, за которыми следует "киберпонедельник", день рекордных онлайн-распродаж. Тенденцией последних лет стало начало распродаж уже непосредственно в День благодарения и даже раньше, поэтому год от года все больше людей начинают закупки рождественских подарков непосредственно в праздничный день.
Так, в 2012 году многие торговые сети в США объявили, что распахивают двери уже в восемь-десять часов вечера на День благодарения, все остальные открываются в полночь.
В 2014 году акция "черной пятницы" в США уже не вызывала ажиотаж. Количество покупателей в крупных универмагах Нью-Йорка и окрестностей в этот день было таким же, как во время обычных выходных. Серьезных пробок на основных автомагистралях, несмотря на "черную пятницу", не наблюдалось, а около торговых центров было не так сложно найти парковочные места. Наблюдатели связывали это с тем, что многие крупные магазины не стали дожидаться пятницы, а открылись вечером предыдущего дня — на День благодарения. Так, легендарный универмаг Macy's на 34-й улице в Нью-Йорке открыл свои двери для посетителей в 18.00 четверга, а его открытия на улице дожидались около 15 тысяч человек. Аналогичным образом поступили, в частности, крупнейшие американские ритейлеры Walmart и Target.
Традиционно наиболее выгодными покупками в дни предпраздничных распродаж является электроника, бытовая техника, предметы обихода и игрушки, именно на эти категории товаров продавцы предлагают наибольшие скидки.
В России подобную акцию с 2013 года проводит ООО "Блэк Фрайдэй" на сайте.
В 2016 году российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) решила не участвовать в проводимой акции, организовав альтернативную "Настоящую черную пятницу". АКИТ объявила, что распродажа начнется в четверг, 24 ноября, с закрытой предпродажи для подписчиков сайта, официальный старт акции — 00.00 25 ноября.
У Ассоциации уже есть успешный опыт проведения масштабных распродаж — в последний понедельник января АКИТ проводит "Киберпонедельник".
В 2016 году в акции с уникальными предложениями категории "сейл" будут участвовать от 250 интернет-магазинов электроники, косметики, одежды, среди которых "Ашан", "Медиа Маркт", "Ив Роше" и другие.
Организаторы намерены бороться с "искусственными" скидками.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников