Балалайка, медведь, «Беломор»:
что вещи рассказывают о советской истории
Анна Кочарова

Предметы советского быта, обычно оказывающиеся на помойке, художник Александр Петлюра превращает в экспонаты. Как это у него получается, можно увидеть на выставке «Археология Петлюры», которая открылась в Музее Москвы. Что вещи рассказывают о недавней истории – в материале РИА Новости.

Все объекты Александр Петлюра не просто выставляет, а представляет в виде живых инсталляций. По его словам, это нечто среднее между театром и искусством.

В канун миллениума он провел серию перформансов «Империя в вещах», запечатленную в 12 фотографиях. На снимках – друзья и ученики художника, одетые в предметы гардероба из его собрания. Каждая фотография – особый сюжет.

1 / 4
Художник Александр Петлюра.

Жизнь советского государства начиналась с отрицания старого и принятия нового: рядом лежат иконы, небольшая Библия, партбилет. На фото с перформанса "Красная гвардия" дореволюционная аристократия ожидает решения своей судьбы новой властью, за их спинами стоит группа крестьян.

В центре композиции – женщина в красном. На ней алый клеенчатый плащ, напоминающий кожанку, сапоги вроде комиссарских.

«Это современный общий образ кричащего агитатора, – объясняет Александр Петлюра. – Вечный имидж человека, готового на все».

О первой волне эмиграции напоминают вещи из 1920-х: старинный цилиндр, белые перчатки и украшения. Роскошное платье, расшитое стеклярусом, соседствует с одеждой «а ля Хрущев» и вещами уже из 1990-х.

«Тема последнего танго – это прощание с Россией, будь то белогвардейская эмиграция, массовое бегство из страны в 1970-х, волна евреев, уезжавших в Израиль в конце 1980-х, или поток русских, хлынувший на Запад после перестройки», – рассказывает коллекционер.

1 / 2
Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы.

Цветные нитки мулине выражают стремление к яркости и цвету. Так, по мнению Петлюры, люди неизменно реагируют на войну.

Военная символика – каски, письма, сложенные треугольниками, и даже протезы – соседствует с яркими платьями.

«После каждой войны девушки хотят наряжаться, – говорит Александр. – После Великой Отечественной у портных было много работы. Из окон раздавался стук швейных машин – женщины заказывали одежду. Все яркие платья в моей коллекции сохранили первоначальные цвета, я ничего не красил».

1 / 4
Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы.

В России вообще любили носить одежду с цветами, добавляет коллекционер. У нас длинная суровая зима и короткое лето – цветы стали для России символом солнца, которое мы видим так редко. Цветочный мотив прослеживается в костюмах, обуви, аксессуарах и предметах быта: от натуральных тканей начала века до китайского термоса или синтетики 1960-х.

В 1950-е, при Хрущеве, в одежде преобладал простой стиль. Петлюра отмечает: главы государства становились, если так можно выразиться, законодателями мод для ближайшего окружения. В 1930-е политики носили военные френчи, два десятилетия спустя – простые косоворотки.

У меня здесь любимые костюмы Хрущева: чесучовые рубашки, шляпы, парусиновые ботинки, которыми он стучал по трибуне в Америке, – показывает коллекционер.

«Есть похожие шелковые костюмчики 1930-х. Этот стиль развивался и позже, у нас продолжали выпускать льняные платья. По сути, это история про деревню: рядом с резиновыми сапогами – деревянные поделки, такие можно было увидеть в буфете почти в каждом доме. Медведь, балалайка и матрешка стали символом русского стиля. Сейчас, после чемпионата, вернется и кокошник».

1 / 2
Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы.

Особый раздел – культура национальных республик, дружба народов. «Здесь я описывал разрушение национального вкуса и появление советской безвкусицы», - поясняет Александр.

Это история утраты национальных обычаев и языка предков, религии отцов и возделываемой веками земли.

С одной стороны, в стране производилась одежда с традиционными орнаментами и силуэтами. С другой – кримпленовые платья и косынки с люрексом, массово выпускавшиеся отечественной промышленностью, заменили азиатским женщинам национальный костюм.

На фото рядом с человеком в настоящем аджарском костюме – персонаж в придуманном образе «нового кавказца»: черный костюм и кепка-аэродром.

1 / 2
Перформанс Империя вещей Александра Петлюры.

«В начале 1980-х было много вещей с олимпийской символикой, – говорит Петлюра. – А дальше уже началась перестройка, с кооперативами, костюмами из дешевого сатина и бессмысленными надписями на иностранных языках. Здесь у меня выставлены коллекционный Микки-Маус и наш пластмассовый, есть фотография солиста группы «Ласковый май» и брелок, чтобы вешать в машину».

У каждой истории есть начало, но нет конца, – резюмирует Александр.

На этом основан каждый снимок, по этому принципу организована вся экспозиция. История, рассказанная с помощью одежды и предметов быта, начинается после революции, но продолжается и сегодня.

Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена