Предметы советского быта, обычно оказывающиеся на помойке, художник Александр Петлюра превращает в экспонаты. Как это у него получается, можно увидеть на выставке «Археология Петлюры», которая открылась в Музее Москвы. Что вещи рассказывают о недавней истории – в материале РИА Новости.
Все объекты Александр Петлюра не просто выставляет, а представляет в виде живых инсталляций. По его словам, это нечто среднее между театром и искусством.
В канун миллениума он провел серию перформансов «Империя в вещах», запечатленную в 12 фотографиях. На снимках – друзья и ученики художника, одетые в предметы гардероба из его собрания. Каждая фотография – особый сюжет.
![Художник Александр Петлюра Художник Александр Петлюра](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152445/32/1524453230_0:0:5472:3648_900x0_80_0_0_872782c28bc97f12feacfad42a4c179b.jpg)
![Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152444/82/1524448298_0:0:5472:3648_900x0_80_0_0_9028f1ff7d9b5ec27c151a1e94fd4e04.jpg)
![Перформанс Империя вещей Александра Петлюры Перформанс Империя вещей Александра Петлюры](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152444/66/1524446627_0:0:3000:2000_900x0_80_0_0_72ffa1b889478502ba8ec51ddf7b7c1f.jpg)
![Выставка Археология Петлюры в Музее Москвы Выставка Археология Петлюры в Музее Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152445/30/1524453034_0:0:5472:3648_900x0_80_0_0_7ed86e25d5467c63c366b80cf9d59a2a.jpg)
Жизнь советского государства начиналась с отрицания старого и принятия нового: рядом лежат иконы, небольшая Библия, партбилет. На фото с перформанса "Красная гвардия" дореволюционная аристократия ожидает решения своей судьбы новой властью, за их спинами стоит группа крестьян.
В центре композиции – женщина в красном. На ней алый клеенчатый плащ, напоминающий кожанку, сапоги вроде комиссарских.
«Это современный общий образ кричащего агитатора, – объясняет Александр Петлюра. – Вечный имидж человека, готового на все».
О первой волне эмиграции напоминают вещи из 1920-х: старинный цилиндр, белые перчатки и украшения. Роскошное платье, расшитое стеклярусом, соседствует с одеждой «а ля Хрущев» и вещами уже из 1990-х.
«Тема последнего танго – это прощание с Россией, будь то белогвардейская эмиграция, массовое бегство из страны в 1970-х, волна евреев, уезжавших в Израиль в конце 1980-х, или поток русских, хлынувший на Запад после перестройки», – рассказывает коллекционер.
![Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152445/06/1524450683_0:0:5472:3648_900x0_80_0_0_7e7441883d3bb10636605342f791eafa.jpg)
![Перформанс Империя вещей Александра Петлюры Перформанс Империя вещей Александра Петлюры](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152444/60/1524446051_0:0:3000:2000_900x0_80_0_0_f3c6ca6dd3477880649cd10b2141ef6e.jpg)
Цветные нитки мулине выражают стремление к яркости и цвету. Так, по мнению Петлюры, люди неизменно реагируют на войну.
Военная символика – каски, письма, сложенные треугольниками, и даже протезы – соседствует с яркими платьями.
«После каждой войны девушки хотят наряжаться, – говорит Александр. – После Великой Отечественной у портных было много работы. Из окон раздавался стук швейных машин – женщины заказывали одежду. Все яркие платья в моей коллекции сохранили первоначальные цвета, я ничего не красил».
![Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152445/41/1524454182_0:0:5472:3648_900x0_80_0_0_e44e76381fcd7a44fee96cb46c8b46aa.jpg)
![Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152445/43/1524454380_0:0:5472:3648_900x0_80_0_0_b114bb077471d06d5078bbc85448521b.jpg)
![Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152445/41/1524454111_0:0:5472:3648_900x0_80_0_0_78961361c6cd03e6c8c4c5f5b9ab6045.jpg)
![Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152445/02/1524450274_0:0:5472:3648_900x0_80_0_0_b06f8403991b800e0ce47a8c66ebfaf7.jpg)
В России вообще любили носить одежду с цветами, добавляет коллекционер. У нас длинная суровая зима и короткое лето – цветы стали для России символом солнца, которое мы видим так редко. Цветочный мотив прослеживается в костюмах, обуви, аксессуарах и предметах быта: от натуральных тканей начала века до китайского термоса или синтетики 1960-х.
В 1950-е, при Хрущеве, в одежде преобладал простой стиль. Петлюра отмечает: главы государства становились, если так можно выразиться, законодателями мод для ближайшего окружения. В 1930-е политики носили военные френчи, два десятилетия спустя – простые косоворотки.
У меня здесь любимые костюмы Хрущева: чесучовые рубашки, шляпы, парусиновые ботинки, которыми он стучал по трибуне в Америке, – показывает коллекционер.
«Есть похожие шелковые костюмчики 1930-х. Этот стиль развивался и позже, у нас продолжали выпускать льняные платья. По сути, это история про деревню: рядом с резиновыми сапогами – деревянные поделки, такие можно было увидеть в буфете почти в каждом доме. Медведь, балалайка и матрешка стали символом русского стиля. Сейчас, после чемпионата, вернется и кокошник».
![Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152444/94/1524449486_0:0:5472:3648_900x0_80_0_0_196d5c57c9c532644c23a8abdb033d4a.jpg)
![Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152444/94/1524449456_0:0:5472:3648_900x0_80_0_0_e3bbe18116d36a0f7a7b621a6dbd384b.jpg)
Особый раздел – культура национальных республик, дружба народов. «Здесь я описывал разрушение национального вкуса и появление советской безвкусицы», - поясняет Александр.
Это история утраты национальных обычаев и языка предков, религии отцов и возделываемой веками земли.
С одной стороны, в стране производилась одежда с традиционными орнаментами и силуэтами. С другой – кримпленовые платья и косынки с люрексом, массово выпускавшиеся отечественной промышленностью, заменили азиатским женщинам национальный костюм.
На фото рядом с человеком в настоящем аджарском костюме – персонаж в придуманном образе «нового кавказца»: черный костюм и кепка-аэродром.
![Перформанс Империя вещей Александра Петлюры Перформанс Империя вещей Александра Петлюры](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152444/68/1524446813_0:0:3000:2000_900x0_80_0_0_8aff9ae08824f081358a6c3ca60eaca5.jpg)
![Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы Инсталляция выставки Археология Петлюры в Музее Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/152444/91/1524449177_0:0:5472:3560_900x0_80_0_0_858e2c77bdeae4e5913c07fbdc3263b3.jpg)
«В начале 1980-х было много вещей с олимпийской символикой, – говорит Петлюра. – А дальше уже началась перестройка, с кооперативами, костюмами из дешевого сатина и бессмысленными надписями на иностранных языках. Здесь у меня выставлены коллекционный Микки-Маус и наш пластмассовый, есть фотография солиста группы «Ласковый май» и брелок, чтобы вешать в машину».
У каждой истории есть начало, но нет конца, – резюмирует Александр.
На этом основан каждый снимок, по этому принципу организована вся экспозиция. История, рассказанная с помощью одежды и предметов быта, начинается после революции, но продолжается и сегодня.