Вопреки Западу, войне и природе:
как создавалось московское метро
Анна Михайлова

Столичная подземка — самая красивая в мире, и это не пустые слова, уверены авторы книги «Московское метро. Подземный памятник архитектуры», опубликованной Музеем архитектуры, Московским метрополитеном и издательством «Кучково поле». РИА Новости рассказывает о самых интересных эпизодах строительства.

Антипод Запада

Московское метро открылось в мае 1935 года. Население окунулось в мир невиданной красоты и роскоши: станции, отделанные гранитом, мрамором, бронзой и натуральными самоцветами поражали и советских граждан, и иностранцев.

Если первые линии метро в Европе строились в подражание железной дороге — как утилитарная транспортная инфраструктура, — то для Московского метрополитена выбрали принципиально иную схему.

Станция «Комсомольская» Московского метрополитена.

По существу, к середине 1950-х весь город был продублирован под землей в едином и стилистически цельном ансамбле.

«Московский метрополитен был построен как яркий антипод Западу путем возведения художественно осмысленного подземного транспортного сооружения, не имеющего аналогов в мировой практике конца XIX — начала XX века.

Был разрушен западный стереотип и создано единственное в своем роде высокофункциональное пространство, организованное в сверхсложных условиях московской гидрогеологии, облаченное в формы высокой архитектуры и искусства», — пишут авторы книги.

Храм и дворец

В газетах метро называли не иначе как «подземный рай». Для оформления станций советские архитекторы использовали античные образы, напоминающие о дворцах и храмах. Это, отмечают эксперты, служило «очень понятной отсылкой к мифологическому золотому веку, которая была призвана рассказать о достижениях советской реальности».

1 / 3
Пассажиры в вестибюле станции метро «Киевская» (радиальная), где после реставрации открыли панно «Народное гулянье в Киеве». Историческое панно создано в 1953 году — в честь 300-летия присоединения Украины к России.

Конечно, первые пассажиры московского метро воспринимали его как чудо. Важно, что это было ежедневно доступное чудо — не только техническое, но и архитектурное воплощение футуристических идей вертикального зонирования городской среды.

Архитекторы, проектировавшие первые станции, учитывали и то, что раньше люди попадали в пространство красоты, художественных сюжетов и образов при посещении церквей. В советское время с этим стало труднее.

Торжественная и парадная архитектура метрополитена была призвана заменить и храм, и дворец, а также создать убедительный образ строящегося будущего.

Светло как днем

Проектировщики первых станций понимали, что люди будут проводить в метро много времени, поэтому там должно быть не только красиво, но и комфортно. Архитекторам удалось минимизировать неприятные ощущения от пребывания под землей без окон и естественного освещения.

1 / 3
Прохожие возле станции метро «Кропоткинская» в Москве. Столичные власти обнародовали новый список объектов, признанных самостроем и подлежащих сносу.

«Просторные, высокие, богато украшенные перронные залы и переходы между станциями напоминали дворцы, оформленные лепниной, золочением и скульптурными рельефами. Большое внимание уделялось освещению».

В московском метро очень много света по сравнению с метрополитеном других европейских столиц.

«А свет — это важный психологический фактор восприятия архитектурной среды, дающий дополнительные возможности образным решениям».

Борьба с излишествами

В 1960-е в стране развернулась «борьба с излишествами в архитектуре». Это сказалось и на метро: станции лишили украшений и некоторых функциональных помещений — вестибюлей, аванзалов, а иногда даже эскалаторов.

«Ключевой задачей для проектировщиков стало предельное упрощение архитектуры станций, удешевление традиционной для Москвы, уже существующей схемы подземной проходки».

Предпочтение отдавали открытым линиям метро, предлагающим пассажирам не темноту тоннелей, а бесконечно меняющийся город. «Путешествие в открытом метро гораздо эмоциональнее, в какой-то мере сродни экскурсии, поэтому при его проектировании важнейшим фактором становится визуально-ландшафтный анализ.

Там, где была учтена такая простая, на первый взгляд, вещь, как вид на город, получались замечательные станции. Лучшая из них — «Ленинские горы» («Воробьевы горы») — лаконичная по конструкции, с выдающимся по силе воздействия внутренним пространством, легко узнаваемая в городском ландшафте», — отмечают авторы.

Непризнанный памятник
1 / 3
Станция «Маяковская» Замоскворецкой линии Московского метрополитена.

Сегодня московское метро — не просто уникальное явление в отечественной архитектуре, но и в мировом градостроительном наследии.

Однако при всей своей действительно всемирной славе юридически столичная подземка не считается общенациональным достоянием и, соответственно, не охраняется на федеральном уровне.

Охранный статус имеют пока что двенадцать станций: «Красные Ворота», «Чистые пруды», «Кропоткинская», «Маяковская», «Новокузнецкая», «Автозаводская», «Павелецкая», «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская», «Партизанская» и «Университет». Причем большинство из них поставлены на госохрану как памятники истории, связанные с Великой Отечественной войной.

Первый поезд московского метро совершает пробный рейс.

«Другие 33 сооружения высокого класса, созданные крупными архитекторами прошлого века, с 2007 года являются лишь объектами культурного наследия. А это означает, что уже более восьми лет эти станции находятся в подвешенном состоянии: до сих пор не решено, брать их в «настоящие» памятники или нет, в то время как закон предписывает оформить окончательный статус в годичный срок».

По сути, московское метро — общедоступный музей под землей.

Это памятник целой эпохе, отражающий сложный путь, который прошла отечественная архитектура в XX веке: от конструктивизма и ар-деко до «пламенеющего барокко» и «сталинской неоклассики».

Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена