Фильм "Дуэлянт": самая неожиданная кинопремьера года

Кадр из фильма Дуэлянт

29 сентября  в прокате стартует "Дуэлянт" – один из самых громких и дорогих проектов года, совместная работа режиссера авторского кино Алексея Мизгирева и продюсера Александра Роднянского. Чего ждать зрителям, собирающимся приобрести билет, рассказывает Павел Гайков.

Это третий после "Сталинграда" и "Экипажа" российский фильм в формате IMAX. Он не похож не только на два предыдущих, но и вообще на все прочие высокобюджетные российские проекты.

Исполнитель главной роли Пётр Фёдоров за свою актёрскую карьеру играл разных ярких личностей, был гопником, фашистом и аборигеном планеты Саракш, но к своей самой оригинальной роли подобрался только сейчас.

Кинематограф вообще любит ярких персонажей. Действие происходит в Петербурге 1860 года. На сей раз главный герой покрытый татуировками дворянин, лишенный титула. Он еле выжил среди туземцев Алеутских островов, обрел мистическую неуязвимость от пули и вернулся в российскую столицу, чтобы мстить и убивать профессиональных дуэлянтов-бретёров. Все это смотрится крайне экзотически. 

Удивительно, но большой российский кинематограф редко обращается к такому любимому и дорогому русскому сердцу золотому XIX веку, эпохе величайших культурных достижений. Достойного авторского кино об этом периоде на большом экране не было, и "Дуэлянт" это упущение компенсирует с лихвой.

Актер Владимир Машков и режиссер Алексей Мизгирев на пресс-конференции перед премьерой фильма Дуэлянт. Архивное фото
Фильм Мизгирева "Дуэлянт" выйдет в широкий прокат в Китае в 2017 году
Режиссёр Алексей Мизгирёв, сделавший себе имя на авторских хитах фестиваля "Кинотавр", продюсер Александр Роднянский, вся художественная группа и команда фильма проделали огромную работу: они заново открыли перед зрителем эпоху, которую, казалось бы, мы и так знаем лучше всего.

Речь героев не похожа ни на язык литературы того времени, ни тем более на нашу современную. И все равно эта речь живая, богатая и экспрессивная. Герои немногословны, но выразительны.

Кадр из фильма "Дуэлянт"

Дуэльные пистолеты мы много раз видели на картинках, но никогда, пожалуй, так не удивлялись: они играют здесь роль не менее важную, чем "живые" персонажи. Оружия в фильме много, оно показано крупными планами, с огромным пиететом и любовью. После просмотра кажется, будто подержал в руках эти чудеса военной инженерии.

Конечно, "Дуэлянт" – это в первую очередь мужская история, про сильных, волевых и красивых своей решимостью мужчин.

Грязный, дождливый Петербург Мизгирёва напоминает своей мрачной реалистичностью Лондон Диккенса, и в его подворотнях и обшарпанных меблированных комнатах водятся такие же страшные криминальные личности с дубинками или револьверами под полами одежды. Выдержанные в золотых, черных и серых тонах интерьеры не похожи вообще ни на что – чистая фантазия художника, одинаково близкая как XIX веку, так и современности.

Актер, режиссер, лауреат премии Станиславского Мартин Вуттке
Актер Вуттке рассказал о впечатлениях от съемок в "Дуэлянте"

Герои облачены в сюртуки, мундиры и цилиндры, но их наряды выглядят так современно и так естественно, что остается только удивляться, почему люди не носят такую одежду сегодня. Мизгирев рассказывает, что когда режиссер Павел Лунгин узнал о работе над "Дуэлянтом", то спросил его: "Что, будешь снимать костюмную рванину?"

И правда, нет ничего скучнее, пошлее и банальнее костюмных исторических драм, пропитанных нафталином и пылью. Кажется, что, когда берешься за исторический материал, избежать "костюмной рванины" невозможно, но Мизгирёв доказывает обратное. В его картине всё живое, настоящее, современное. И вот именно это ощущение реалистичности и фантастичности одновременно делает "Дуэлянта" не похожим ни на одно из кинопроизведений наших дней.

Кадр из фильма "Дуэлянт"

Дворяне с их кодексом чести и страстью к дуэлям больше не кажутся инопланетянами из прекрасных, но далеких миров. Наоборот, современному зрителю они должны быть понятны, как Саша Белый или герои "Бумера", но только намного более привлекательны. После этого "Дуэлянта" хочется перечитать Пушкина или Лермонтова, чтобы посмотреть на знакомых с детства героев и их коллизии другим, современным  взглядом.

Впрочем, многие зрители после просмотра могут быть разочарованы. Ни перестрелок, ни погонь на каретах, ни пышных балов с флиртующими красавицами в роскошных декольтированных нарядах здесь нет.

Действие фильма – напряженная драма, суровое мужское противостояние, схватка тяжелых характеров, без эмоциональных всплесков и без разрядок и шуток. С одной постельной сценой, снятой оригинально, но без эротических смакований.

Никаких привычных зрительских радостей в кадре. Всё визуальное удовольствие – в изображении однотипных пейзажей, интерьеров, костюмов, оружия, которые после многократного повторения перестают удивлять и тем более развлекать. Главные герои с одинаково серьезными лицами встречают оскорбления, удары и выстрелы и так же предаются любви, что тоже не добавляет разнообразия повествованию. Они настолько суровы, что даже ничего не едят!

Продюсер Александр Роднянский. Архивное фото
Александр Роднянский: авторское кино перешло в сегмент маргинального
Одним словом, вы не получите от этого фильма того, что привыкли видеть в больших коммерческих проектах. Это, скорее, авторское фестивальное кино, перенесенное на почву больших бюджетов, и в этом и есть главная прелесть и уникальность "Дуэлянта".

В то время как во всем мире продюсеры ограничивают режиссеров, которых сами же приглашают, и зарезают снятый материал до состояния банальной и предсказуемой жвачки, Александр Роднянский совершает обратное – развязывает руки режиссёру, предоставляет ему огромный бюджет и свободу действий.

И Мизгирёв по-своему эту свободу оправдывает. Просто он привык говорить с взыскательным зрителем и избегать общих мест, он равнодушен к стандартным аттракционам, ценит большие характеры, задает очень высокую моральную и психологическую планку. И на самом деле очень важно, как сейчас примет это кино российский зритель.

Если "Дуэлянт" будет успешен в прокате, то есть шанс, что в ближайшие несколько лет наши большие фильмы обретут больше смысла и оригинальности. Нет – и тогда нас ждут новые картины о том, как надо любить мам и восхищаться олимпийскими чемпионами.

Культура
Обсуждение
5 пользователей оставили 5 комментариев
  • После подобной статьи желания идти на фильм "про русского Монте Кристо" (пародия на роман Александра Дюма) не возникает. Хотя на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет.
    11:01
    01.10.2016
  • Россия очень сильно пострадала от дулей, хотя дуэль придумали во Франции. А в России от дуэлей погибло в десять раз больше, чем в остальных странах вместе взятых. Мужчины чего тут удивляться.
    13:40
    29.09.2016
  • Привнесёт ещё больше жестокости в наш жестокий мир.
    14:00
    29.09.2016
  • Сегодня были с женой в кино. Классный фильм!!!
    16:32
    29.09.2016
  • Обязательно схожу!
    22:45
    29.09.2016
  • После подобной статьи желания идти на фильм "про русского Монте Кристо" (пародия на роман Александра Дюма) не возникает. Хотя на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет.
    11:01
    01.10.2016
 
DirectAdvert





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
* Все поля обязательны к заполнению
Заявка успешно отправлена