29 сентября в прокате стартует "Дуэлянт" – один из самых громких и дорогих проектов года, совместная работа режиссера авторского кино Алексея Мизгирева и продюсера Александра Роднянского. Чего ждать зрителям, собирающимся приобрести билет, рассказывает Павел Гайков.
Это третий после "Сталинграда" и "Экипажа" российский фильм в формате IMAX. Он не похож не только на два предыдущих, но и вообще на все прочие высокобюджетные российские проекты.
Исполнитель главной роли Пётр Фёдоров за свою актёрскую карьеру играл разных ярких личностей, был гопником, фашистом и аборигеном планеты Саракш, но к своей самой оригинальной роли подобрался только сейчас.
Кинематограф вообще любит ярких персонажей. Действие происходит в Петербурге 1860 года. На сей раз главный герой – покрытый татуировками дворянин, лишенный титула. Он еле выжил среди туземцев Алеутских островов, обрел мистическую неуязвимость от пули и вернулся в российскую столицу, чтобы мстить и убивать профессиональных дуэлянтов-бретёров. Все это смотрится крайне экзотически.
Удивительно, но большой российский кинематограф редко обращается к такому любимому и дорогому русскому сердцу золотому XIX веку, эпохе величайших культурных достижений. Достойного авторского кино об этом периоде на большом экране не было, и "Дуэлянт" это упущение компенсирует с лихвой.
Речь героев не похожа ни на язык литературы того времени, ни тем более на нашу современную. И все равно эта речь живая, богатая и экспрессивная. Герои немногословны, но выразительны.
Дуэльные пистолеты мы много раз видели на картинках, но никогда, пожалуй, так не удивлялись: они играют здесь роль не менее важную, чем "живые" персонажи. Оружия в фильме много, оно показано крупными планами, с огромным пиететом и любовью. После просмотра кажется, будто подержал в руках эти чудеса военной инженерии.
Конечно, "Дуэлянт" – это в первую очередь мужская история, про сильных, волевых и красивых своей решимостью мужчин.
Грязный, дождливый Петербург Мизгирёва напоминает своей мрачной реалистичностью Лондон Диккенса, и в его подворотнях и обшарпанных меблированных комнатах водятся такие же страшные криминальные личности с дубинками или револьверами под полами одежды. Выдержанные в золотых, черных и серых тонах интерьеры не похожи вообще ни на что – чистая фантазия художника, одинаково близкая как XIX веку, так и современности.
Герои облачены в сюртуки, мундиры и цилиндры, но их наряды выглядят так современно и так естественно, что остается только удивляться, почему люди не носят такую одежду сегодня. Мизгирев рассказывает, что когда режиссер Павел Лунгин узнал о работе над "Дуэлянтом", то спросил его: "Что, будешь снимать костюмную рванину?"
И правда, нет ничего скучнее, пошлее и банальнее костюмных исторических драм, пропитанных нафталином и пылью. Кажется, что, когда берешься за исторический материал, избежать "костюмной рванины" невозможно, но Мизгирёв доказывает обратное. В его картине всё живое, настоящее, современное. И вот именно это ощущение реалистичности и фантастичности одновременно делает "Дуэлянта" не похожим ни на одно из кинопроизведений наших дней.
Дворяне с их кодексом чести и страстью к дуэлям больше не кажутся инопланетянами из прекрасных, но далеких миров. Наоборот, современному зрителю они должны быть понятны, как Саша Белый или герои "Бумера", но только намного более привлекательны. После этого "Дуэлянта" хочется перечитать Пушкина или Лермонтова, чтобы посмотреть на знакомых с детства героев и их коллизии другим, современным взглядом.
Впрочем, многие зрители после просмотра могут быть разочарованы. Ни перестрелок, ни погонь на каретах, ни пышных балов с флиртующими красавицами в роскошных декольтированных нарядах здесь нет.
Действие фильма – напряженная драма, суровое мужское противостояние, схватка тяжелых характеров, без эмоциональных всплесков и без разрядок и шуток. С одной постельной сценой, снятой оригинально, но без эротических смакований.
Никаких привычных зрительских радостей в кадре. Всё визуальное удовольствие – в изображении однотипных пейзажей, интерьеров, костюмов, оружия, которые после многократного повторения перестают удивлять и тем более развлекать. Главные герои с одинаково серьезными лицами встречают оскорбления, удары и выстрелы и так же предаются любви, что тоже не добавляет разнообразия повествованию. Они настолько суровы, что даже ничего не едят!
В то время как во всем мире продюсеры ограничивают режиссеров, которых сами же приглашают, и зарезают снятый материал до состояния банальной и предсказуемой жвачки, Александр Роднянский совершает обратное – развязывает руки режиссёру, предоставляет ему огромный бюджет и свободу действий.
И Мизгирёв по-своему эту свободу оправдывает. Просто он привык говорить с взыскательным зрителем и избегать общих мест, он равнодушен к стандартным аттракционам, ценит большие характеры, задает очень высокую моральную и психологическую планку. И на самом деле очень важно, как сейчас примет это кино российский зритель.
Если "Дуэлянт" будет успешен в прокате, то есть шанс, что в ближайшие несколько лет наши большие фильмы обретут больше смысла и оригинальности. Нет – и тогда нас ждут новые картины о том, как надо любить мам и восхищаться олимпийскими чемпионами.