Эльдар Рязанов: Ирония судьбы, или Берегись худсовета!

Умер Эльдар Рязанов (24)
Режиссер, сценарист, Народный артист СССР, классик советского и российского кинематографа скончался в Москве на 89-м году жизни. За последний год Эльдара Рязанова неоднократно госпитализировали.

МОСКВА, — РИА Новости. Классик советского и российского кинематографа- режиссер, сценарист, Народный артист СССР Эльдар Рязанов, автор народных комедий "Ирония судьбы", Карнавальная ночь", " Служебный роман" скончался в Москве на 89-м году жизни, сообщил РИА Новости в понедельник его внук Дмитрий Трояновский.

Рязанов родился 18 ноября 1927 года в городе Куйбышеве (ныне Самара) в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра и Софьи Рязановых. Вскоре после его рождения семья переехала в Москву.

Режиссер Эльдар Рязанов. Архивное фото
Режиссер Эльдар Рязанов скончался в Москве на 89-м году жизни
Писатель и моряк

Будущий режиссер и сценарист с детства очень любил читать и уже в восьмом классе он не сомневался, что непременно станет писателем.

"Писатель должен знать жизнь — это я усвоил крепко. А я ее совершенно не знал. Мое тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то, военное, время… Уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далеких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я. И пришел к выводу, что, прежде чем освоить писательское дело, я должен выбрать себе такую профессию, которая дала бы возможность познать жизнь", — писал в своих мемуарах Рязанов.

Любимой книгой юного Рязанова был роман Джека Лондона "Мартин Иден", и будущий режиссер принимает решение поступить после школы в Одесское мореходное училище, он даже письмо туда отправил, но ответа в военное время таки и не получил.

Режиссер Эльдар Рязанов. Архивное фото
Биография режиссера Эльдара Рязанова
Учеба во ВГИКе

После окончания десятилетки экстерном, 17 — летний Рязанов узнает от приятеля о существовании института кинематографии и мгновенно принимает решение. В мастерскую Григория Козинцева Рязанов поступил с первой попытки, став самым молодым студентом ВГИКа на курсе.

"Мне пришлось взять сразу стремительный разбег, чтобы догнать своих однокашников, людей взрослых, обладавших жизненным опытом — некоторые из них пришли с фронта. Моя молодость, неопытность, отсутствие взглядов на искусство являлись одновременно и недостатком и достоинством. Достоинство, пожалуй, заключалось в том, что я представлял собой, по сути, мягкую глину, из которой можно вылепить что угодно. Я был открыт для любых знаний, взглядов и теорий, которые захотел бы вложить в меня Мастер", — писал Рязанов.

В 1950 году Эльдар Рязанов окончил ВГИК, защитившись документальной лентой "Они учатся в Москве" вместе с однокурсницей Ольгой Фоминой. Молодые режиссёры получили диплом с отличием. После учебы на протяжении 5 лет Рязанов работал на Центральной студии документальных фильмов.

"Каждодневная работа над киножурналами и выпусками новостей толкала к стереотипности мышления. Я чувствовал, что утрачиваю свежесть взгляда, начинаю думать штампами. Я понял надо уходить в художественное кино", — вспоминал режиссер свой "документальный" период.

Самый "скучный" фильм

В 1955 году Рязанов пришел на студию "Мосфильм". Первую музыкальную комедию "Карнавальная ночь" с Людмилой Гурченко и Игорем Ильинским в главных ролях. Рязанов снял с подачи тогдашнего руководителя "Мосфильма", выдающегося режиссера Ивана Пырьева. Сам Рязанов, по его признанию, "не имел никакого желания снимать музыкальную комедию".

В роли Огурцова Рязанов изначально видел актера Петра Константинова. На кандидатуре Ильинского настоял опять-таки Иван Пырьев. Как вспоминал режиссер, худсовет во главе с режиссером Сергеем Юткевичем, посмотрев черновой материал, сочли грядущую комедию "серой, скучной, бездарной и безнадежной".

"Я не думал об успехе, о фестивалях и рецензиях, я мечтал лишь о том, чтобы меня не погнали с работы и дали когда-нибудь поставить еще одну картину. Мне было не до честолюбия. Передо мной стояла только одна задача — выжить", — писал Рязанов.

Комедия вышла на экраны 29 декабря 1956 года. Оглушительный всесоюзный успех "Карнавальной ночи" — на фильм было продано 48,6 миллиона билетов — в одночасье сделал звездой исполнительницу главной роли Людмилу Гурченко.

Комедия "выжила", "пережила" и вот же уже более полувека "живее всех живых"- неизменно собирает у экранов зрителей бывшего СССР, а песня "Пять минут" фактически стала гимном Нового года.

В последующие несколько лет Рязанов снимает комедии, ставшие классикой советского кинематографа: "Девушка без адреса" (1957), "Человек ниоткуда" (1961), "Гусарская баллада" (1962), "Дайте жалобную книгу" (1964), "Берегись автомобиля" (1966)

Деточкин — герой на всю жизнь

Комедию "Берегись автомобиля", которая считается критиками лучшей в творчестве Рязанова, режиссер снял по повести Эмиля Брагинского, напечатанной в журнале "Молодая гвардия в 1964 году. Над киносценарием Рязанов и Брагинский работали вместе. Их творческий дуэт сложился на долгие годы, результатом которого стали лучшие советские комедии 70-х: "Зигзаг удачи" (1969), "Старики-разбойники" (1971), "Ирония судьбы, или С легким паром" (1975), "Служебный роман" (1977), "Гараж" (1979).

В роли главного героя Юрия Деточкина Рязанов видел Юрия Никулина, но тот сниматься не смог. Возникла кандидатура Иннокентия Смоктуновского, но актер тоже был занят съемками в Ленинграде. Рязанов готов был ждать, но после съемок Смоктуновский от переутомления заболел и окончательно отказался от роли. На роль Деточкина режиссер пробовал Леонида Куравлева и Олега Ефремова. Ефремов в результате сыграл следователя Подберезовикова. В конце концов, Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, взяв с него расписку.

"Это был беспрецедентный случай — режиссер взял с актера расписку, что он будет сниматься! До сих пор в архиве в папке фильма "Берегись автомобиля" вместе с приказами, сметами и календарными планами лежит расписка, в которой сказано: "Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме "Берегись автомобиля", — вспоминает режиссер.

Настойчивость Рязанова себя оправдала. Фильм "Берегись автомобиля" стал культовым, а роль Деточкина наряду с Гамлетом — одна из лучших в актерской биографии Смоктуновского. Главного героя "Берегись автомобиля" увековечили на родине Рязанова, в 2012 году в Самаре к 85-летию режиссера был открыт памятник угонщику-альтруисту. По признанию Рязанова, его герой — Деточкин, "честный, благородный, он должен помогать бедным, стоять на страже угнетенных". Про него он снимает кино всю жизнь.

Алена Солнцева
Эльдар Рязанов: самый человечный режиссер
Похождения загулявшего доктора

К съемкам новогодней комедии "Ирония судьбы…" Рязанов приступил в 1974 году.

"Госкино, и "Мосфильм" не хотели запускать комедию в производство ни в одной серии, ни даже как короткометражку", — вспоминал Рязанов. А режиссер не хотел сокращать диалоги пьесы, написанной им в соавторстве с Брагинским, дабы не упрощать развитие взаимоотношений героев. Стало ясно, что фильм должен быть двухсерийным, но "делать двухсерийный фильм о любовных похождениях загулявшего доктора — да кому это надо?" Не позволят. Тогда у Рязанова возникла идея сделать фильм телевизионным. И режиссер оказался прав, настояв на своем.

Фильм получил Государственную премию СССР, стал самым популярным в истории советского и российского кино. Женя Лукашин и Надя в исполнении Андрея Мягкова и польской актрисы Барбары Брыльска настолько полюбились зрителям, что вот уже 40 лет без них не обходится ни одно новогоднее застолье на всем советском и постсоветском пространстве.

От "Мымры" до "Старых кляч"

В период с середины 70-х до начала 80-х Рязанов снимает "Служебный роман" с Андреем Мягковым и Алисой Фрейндлих в главных ролях, "Гараж", "Вокзал для двоих", "Невероятные приключения итальянцев в России", "О бедном гусаре замолвите слово". Комедии творческого тандема Рязанов-Брагинский неизменно бьют все рекорды в прокате и расходятся на цитаты: "Какая гадость эта ваша заливная рыба", "Ой, тепленькая пошла", "Потрите мне спинку", "Походка свободная, от бедра", "Подумайте, какая цаца!".

Режиссуру Рязанов успешно совмещает с работой ведущего телепередачи "Кинопанорама" (1979-1985). Кроме того, на телевидении им было создано более 200 авторских программ.

В 1980-1990-е годы Рязанов снимает фильмы: "Жестокий романс", по мотивам пьесы А. Н. Островского "Бесприданница", "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна", "Небеса обетованные", "Предсказание", "Привет, дуралеи!", "Старые клячи", "Тихие омуты". "Тихие омуты" стал последним фильмом, созданным Рязановым в соавторстве с Брагинским, в 1998 году драматург ушел из жизни.

В 2002 году Эльдар Рязанов становиться президентом Российской академии кинематографических искусств "Ника". Этот пост он занимал до 2007 года. В 2005 году режиссер открыл киноклуб "Эльдар" — "центр отечественной комедии", по определению самого Рязанова. Параллельно Рязанов продолжает снимать кино. В это период выходят комедия "Ключ от спальни" по одноименному фарсу Жоржа Фейдо, биографическая лента "Андерсен. Жизнь без любви" и "Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя".

Фильм-мюзикл, посвящённый 50-летнему юбилею фильма, впервые бы показан на телевидении в новогоднюю ночь 2007 года, сразу после оригинала 1956 года и обязательной к просмотру "Иронии судьбы…"

Награды и звания

За выдающиеся кинематографические заслуги Эльдар Рязанов награжден двумя орденами Трудового Красного знамени (1969, 1977), Государственной премией СССР (1977), Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1979), орденом "Дружбы народов", орденами "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней (1996, 2008), французскими орденом Почетного легиона и орденом Искусств и литературы.

Культура
Комментарии
17 пользователей оставили 17 комментариев
Прекрасный режиссёр, живые фильмы на все времена, Вы вписали своё имя в историю навеки.
Ушёл ещё один маэстро
Эльдар Рязанов в мир иной,
Под звуки грустного оркестра
Его прощание с толпой.

Оставил он не след, а кратер,
Куда упал метеорит.
Не нужно скорби, хватит, хватит -
Он просто спит, он просто спит.

Вы не грустите, нет, не надо
Ведь смех и радость нёс он нам
Смахнём слезу, прощальным взглядом
Отправим Мастера к богам

Аплодисментов гул бескрайний
Заглушит от утраты боль
Он жил не зря, теперь он странник
Спасибо Вам, за эту роль!
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена