В России с 1 июля запрещено материться в кино и на сцене

Молчание. Архивное фото
Нововведение вызвало неоднозначную оценку кинематографистов, театральных деятелей и экспертов, которые призывают не торопиться и внести поправки в закон и опасаются гибели артхаусного кино.

МОСКВА, 1 июл — РИА Новости. Закон, запрещающий использование ненормативной лексики в теле- и радиоэфире, в кинопрокате и при публичном исполнении произведений искусства, вступает в силу 1 июля, и теперь из-за мата фильм не попадет в большой прокат.

Нововведение вызвало неоднозначную оценку кинематографистов, театральных деятелей и экспертов, которые призывают не торопиться и внести поправки в закон и опасаются гибели артхаусного кино. При этом в министерстве культуры заявили, что поддерживают запрет, так как считают, что нецензурной брани не место в театре или кино.

Буква закона

Согласно закону "О государственном языке Российской Федерации" фильмам, "содержащим нецензурную брань", прокатное удостоверение с 1 июля выдаваться не будет. Исключение составляют показы фильмов по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и показы зарубежных фильмов на международных кинофестивалях на территории России.

Брифинг Никиты Михалкова в Москве, посвященный закрытию 36-го ММКФ
Закон о ненормативной лексике в кино нужно поправить, считает Михалков
Аудиовизуальная продукция и фонограммы на любых видах носителей c ненормативной лексикой должны быть снабжены специальной упаковкой с текстом "содержит нецензурную брань". По словам директора продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрея Лукинова, наклейка "Содержит ненормативную лексику" была бы логичнее, так как примерно соответствует parental advisory explicit content — надписи, размещаемой на носителях с такими фонограммами. "Если инициатор таких поправок считает, что слово "брань" вынудит слушателя с негодованием отказаться от покупки такого альбома, то, мне кажется, он ошибается", — сказал РИА Новости Лукинов.

Выявлять факты распространения продукции, не соответствующей законодательству, уполномочены сотрудники Роспотребнадзора. Наказание за совершение данного административного правонарушения предусматривает штраф: для граждан от 2 до 2,5 тысячи рублей; для должностных лиц — от 4 до 5 тысяч рублей; для юридических лиц — от 40 до 50 тысяч рублей.

Еще на стадии принятия закона свою поддержку данному запрету высказал министр культуры России Владимир Мединский. По его словам, нецензурной лексике не место ни на экране, ни на сцене. "Книга — другое дело, это диалог писателя с читателем. И то, я бы такие книги запечатывал в целлофан и помечал как-то", — сказал Мединский ранее.

Кинематографисты и Госфильмофонд

По мнению президента Союза кинематографистов РФ Никиты Михалкова, в закон нужно вносить корректировки, чтобы рассматривать вопрос в каждом конкретном случае. Михалков считает, что мат "как средство выражения крайнего состояния человека", например в фильмах о войне, — оправдан, но он не должен становиться средством общения, у художника должен включаться внутренний цензор.

Кинотеатр. Архивное фото
Закон о запрете мата в кино надо доработать, считают в Госфильмофонде
С ним согласен и режиссер Андрей Звягинцев, последний фильм которого — "Левиафан", содержащий ненормативную лексику, получил приз за лучший сценарий на 69-м Каннском фестивале. "Закон нуждается в оценке экспертов, так как у нас часто решения принимаются людьми, которые не являются профессионалами в конкретной сфере", — сказал Звягинцев, отметив, что выход "Левиафана" в прокат планируется в сентябре.

Пока продюсеры находятся в стадии получения прокатного удостоверения, режиссер от комментариев о переозвучке воздержался. В свою очередь Мединский отметил, что "Левиафан" не пострадает от того, что в прокатной версии из картины вырежут нецензурную лексику.

При этом представительница Госфильмофонда Анна Пендраковская считает, что закон о запрете мата в кино плохо скажется, в первую очередь, не на крупных компаниях, а на киноклубах и показах артхауса. Она уверена, что закон "ударит не по коммерции, а по самому развитию кино", поэтому необходимо взять "тайм-аут" до конца года и проработать над законом.

Переозвучка и запикивание

Призер Московского международного кинофестиваля Валерия Гай Германика, последний фильм которой "Да и да" подпадает под действие нового закона, для широкого проката решила его переозвучить. На пресс-конференции, посвященной картине, продюсер фильма Федор Бондарчук сказал, что мат, возможно, "запикают".

Еще одна картина, получившая приз "За лучшую режиссуру" на 25-м Открытом российском кинофестивале "Кинотавр"- "Звезда" режиссера Анны Меликян уже переозвучена в соответствии с законом.

"У "Звезды" есть несколько вариантов озвучания, очевидно, что в прокат пойдет версия без мата. Но я не считаю это правильным. Кино всегда является отражением нашей жизни, мы пытаемся быть достоверными, мат — часть нашей жизни. И если это не самоцель, если его употребление оправдано историей, героями, о которых ты рассказываешь, то из-за этого запрета кино будет обделено" — рассказала РИА Новости Меликян.

По мнению режиссера, людей надо воспитывать, вкладываться в образование, а не бесконечно что-то запрещать. Образованный человек сам разберется, как ему разговаривать, что и где смотреть, уверена Меликян.

Театральные подмостки

Московские театры в связи с запретом использования нецензурной лексики в произведениях искусства не будут снимать с репертуара спектакли, где встречаются подобные слова, но намерены внести изменения.

Работа телеканала. Архивное фото
Роскомнадзор усиливает слежку за нецензурной лексикой в СМИ
"Закон о запрещении использования нецензурной лексики — это государственный закон, поэтому его надо исполнять. Будем исключать подобные слова и выражения. Это сделать несложно", — рассказал художественный руководитель МХТ Олег Табаков.

Режиссер добавил, что "особых потерь, связанных с художественными откровениями, не будет".

Художественный руководитель Центра им. Мейерхольда Виктор Рыжаков уверен, что в искусстве уместна только самоцензура, никакой другой цензуре художественное произведение не подлежит. "Закон принят, и мы будет искать выход, использовать эзопов язык, как это и было всегда", — пояснил он.

Театр.doc., привлекающий внимание своими откровенными острыми документальными работами, также не собирается предпринимать каких-то запретительных мер в связи с принятием закона. По мнению худрука театра, режиссера Михаила Угарова, закон противоречит нормам авторского права. Он сообщил, что к каждому спектаклю театр дает предуведомление о том, что в спектакле используется ненормативная лексика, поэтому каждый для себя может решить — хочет он смотреть или нет.

Культура
Обсуждение
13 пользователей оставили 33 комментария
  • Владимир В, мат - часть нашей жизни. А воспитывать надо так, чтобы не возникла потребность его в этой самой жизни.
    Закон бредов хотя бы потому, что уже и так на всё подряд вешаются ярлыки возрастных ограничений, а те же театры, опять же, анонсируют, будет ли на спектакле использоваться матершина.
    В чём связь между "серьёзными произведениями" и "руганью"? Вы вообще Есенина читали? Пушкина? Маяковского? Видимо, нет.
    Мат существует для добавления т.н. красного словца, крепкости и эмоциональности речи. Другое дело - чрезмерное употребление (аки сапожник), но это ведь крайность, не путайте, пожалуйста!
    10:30
    01.07.2014
  • Если ГазетаРу и Ъ снова разместят ролик с министром Ливановым, беседующим со своим заместителем с употреблением ненормативной лексики, то кого надо будет теперь наказать по закону - только газету, только Ливанова или газету с Ливановым вместе?
    15:39
    01.07.2014
  • Какие могут быть изменения в законе?Не уже ли же и дальше будет мат литься со сцены?А ведь это часть плана США по разложению российской молодежи и когда его поддерживают известные всей России люди,я просто в шоке.До каких пор весь мир будет плясать под дудочку дяди сэма?.
    02:01
    02.07.2014
  • Другое дело?! Интересно, кто же проведет грань. Более того, на кой черт вообще ее проводить? Для каких целей, эти ограничения могут служить, кроме (естественно) введения формальной цензуры и состряпывания лишних поводов для ловли и прикрытия неугодных? С каких пор, свобода слова ставится в НАСТОЛЬКО узкие рамки. Куда приведет отказ от контркультуры как таковой? Это мракобесие и регресс, культуру в настолько узком смысле не рассматривают уже даже в словарях, это надо принять как данность.
    02:26
    02.07.2014
  • Павел Абраменко,

    "Контркультура" - это, как я понимаю, алкаши у ларька? Вау, я и не знал, что от них можно отказываться или не отказываться. Я-то на них всю дорогу просто внимания не обращал, а тут вон оно как...

    [Алкашам] Э-эй, алкаши! Мы тут на вас всем кровавым режимом ополчились. Цензурировать собираемся. Шаг влево, шаг вправо - лично расстреляю миллиард.
    03:09
    02.07.2014
  • Пффф, какой снобизм и ограниченность. Такие вот, как вы смели выразиться "алкаши" вырастают в Чарльзов Буковски, Берроузов, Веничек Ерофеевых и прочих безмерно талантливых личностей. Алкаш вообще как элемент сатиры бесценен и не имеет аналогов. Увы, одними балладами про любовь спектр жизненных неурядиц не ограничивается, ну это так, для справки.
    03:18
    02.07.2014
  • Павел Абраменко,

    Davvero? А как по мне, ограниченность - это считать, что сознание расширяется исключительно веществами. Рекомендую зайти в Википедию и почитать, скажем, статью о дзен-буддизме. Или о многомировой интерпретации квантовых состояний. Для справки.
    03:42
    02.07.2014
  • Думаю, что мат из разговора должен исчезнуть. В идеале каждый должен понять, что материться нехорошо. Не так уж и не выполнимая эта задача. Есть личности, которые при произношении мата кем-либо из посторонних чувствуют себя как бы не в своей тарелке. Идет отторжение и неприязнь. У таких людей неприязнь мата идет из подсознания. Чтобы из подсознания убрать ненормативную лексику, нецензурную брань, или мат нужно постоянно, монотонно убирать такую речь путем ее замены словами, где отсутствует этот самый мат. Это долгий процесс и достигается он, действительно, путем воспитания. Только воспитатели должны быть сами воспитанными. Если будет поставлена такая цель, то такое возможно. Кино, театр - это инструменты воспитания человека, поэтому там, естественно, не должно быть этой самой брани. Можно как угодно рассуждать, можно понять всех противников, которые хотят оставить брань в кино, на Т.В. или в театре, но мата в кино не должно быть. Человек ко всему привыкает, привыкнет он и не материться.
    13:53
    02.07.2014
  • Я не смотрел фильм "Легенда №17", с меня хватило рекламы, где "Анатолий Тарасов" кричит "Валерию Харламову": "Защища-ай воро-та!" А впрочем, разве где-то у нас в кино или на телевидении по-другому? Слуха на художественную правду нет вообще ни у кого, диалог, просто, отсутствует. Мат нисколько не помогает им приблизиться к жизни, они и им пользуются настолько же тупо, как и всем остальным. Так что, только бы не трогали книги и фильмы на легальных носителях, с них станется... Может уже снять Драпеку в кино? Хуже-то не будет, хуже - некуда...
    15:05
    02.07.2014
  • Михаил Докшин,

    Про "Легенду №17" вы, сударь, напутали. Там особого мата нет. И фильм, кстати, на фоне современного кинематографа весьма хороший.
    15:14
    02.07.2014
  • Алла Ефимова в ответ пользователю Tullius(показатьскрыть)
    Tullius, К счастью, достаточно редко на улице бываю. Но мужчины вообще не выбирают выражения, а женщины их догоняют, к сожалению.
    22:25
    02.07.2014
  • VN Biryukov, Вот тогда с верхушки и начните. С редакторов газет из Закавказья, которые без мата не могут, ну и с министров, милиции.
    22:27
    02.07.2014
  • Tullius, Я и не говорил, что там есть мат. А вот в хоккее он есть! :-) И заметьте, Вы не можете взять и просто похвалить фильм, тут же начинаете "извиняться" - " на фоне" и т.д. Симптоматично, не находите?
    08:44
    03.07.2014
  • "Твою мать" а как же общаться у нас в России по другому нельзя ))))
    12:40
    03.07.2014
  • Tullius в ответ пользователю Алла Ефимова(показатьскрыть)
    Алла Ефимова,

    В таком случае, откуда у вас такие познания по данному вопросу? В либеральных СМИ поведали?
    12:48
    03.07.2014
  • Tullius в ответ пользователю Алла Ефимова(показатьскрыть)
    Алла Ефимова,

    Редакторы газет из - это верхушка? Н-да. Вы хотя бы иногда от компьютера отвлекайтесь. Авось узнаете что-нибудь о реальной жизни.
    12:50
    03.07.2014
  • Михаил Докшин,

    Кто и на фоне чего здесь, по вашему мнению, собирается извиняться? Мне правда интересно.
    12:51
    03.07.2014
  • Алла Ефимова в ответ пользователю Tullius(показатьскрыть)
    Tullius, Если уж редкие посещения улиц не обходятся без мата, то уж частые, тем более.
    12:53
    03.07.2014
  • Алла Ефимова в ответ пользователю Tullius(показатьскрыть)
    Tullius, Редакторы - это интеллигенция, формирующая стиль СМИ. Хамский или другой. Это не для художественной правды мат, а элементарная неграмотность и невоспитанность и еще, главное, скотское отношение к женщине в России. В отличие от Кавказа, откуда он родом. там свою мать он не оскорбит, да и любую женщину.
    12:56
    03.07.2014
  • Tullius в ответ пользователю Алла Ефимова(показатьскрыть)
    Алла Ефимова,

    В таком случае, могу повторить совет не путать улицу с базаром на окраине.
    13:03
    03.07.2014
  • Tullius в ответ пользователю Алла Ефимова(показатьскрыть)
    Алла Ефимова,

    Ну, если одна газета формирует для вас стиль СМИ, то могу лишь посоветовать поискать газетный киоск с большим ассортиментом.

    А интеллигенция вообще ничего формировать не способна. Интеллектуалы - да. И интеллигенция - это явление бесполезное и феерически унылое.
    13:06
    03.07.2014
  • Алла Ефимова в ответ пользователю Tullius(показатьскрыть)
    Tullius, В таком случае у вас вся Россия окраина, только Кремль - улица. Кстати, там и обеды по 20 рублей всего стоят. Никто не против был бы там пожить.
    13:50
    03.07.2014
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.