Андрей Мерзликин уверен, что "Брестская крепость" станет народным кино

Weekend: 29-31 октября (153)
Фильм "Брестская крепость" - это хроника самых первых дней Великой Отечественной войны, снимавшаяся непосредственно на месте событий. "Если кино народное, то оно и будет народным. Даже если оно не прошло с каким-то колоссальным успехом, но действительно сложилось удачно, оно разойдется сарафанным радио", - уверен актер Андрей Мерзликин, который сыграл в фильме одну из главных ролей.

Война, которую никто не ждал, в драме "Брестская крепость". Трейлер

МОСКВА, 25 окт - РИА Новости. Патриотическая драма Александра Котта "Брестская крепость" получилась очень искренней и станет народным фильмом, убежден актер Андрей Мерзликин, сыгравший одну из главных ролей - начальника погранзаставы Кижеватова.

"Брестская крепость" - хроника самых первых дней Великой Отечественной войны, снимавшаяся непосредственно на месте событий. Автором идеи и генеральным продюсером картины стал председатель телерадиовещательной организации Союзного государства Игорь Угольников. В главных ролях, помимо Мерзликина, были Павел Деревянко и Александр Коршунов. Сценарий был написан на основе военных архивов и воспоминаний очевидцев.

"Если кино народное, то оно и будет народным. Даже если оно не прошло с каким-то колоссальным успехом, но действительно сложилось удачно, оно разойдется сарафанным радио. Я думаю, у "Брестской крепости" есть своя судьба. Потому что главное в кино, мне кажется - вызывать эмоции. Это как в карате: либо был удар, либо не было. Вот кино - это удар: был он нанесен по зрителю или нет. Кино должно быть яростным, эмоциональным. Не знаю, как судить "Брестскую крепость", но степень искренности, которая исходила от режиссера, от создателей картины, не могла не передаться, не отразиться на пленке", - сказал в интервью РИА Новости Мерзликин.

Кадр из фильма "Брестская крепость"

Герой

"Уникальность картины, которую снимал Саша Котт, - попытка восстановить реалистичность событий и постараться хотя бы у четверых главных героев найти некое портретное сходство и снимать те факты защиты Брестской крепости, о правдивости которых свидетельствует от трех и более источников. О каждом герое существуют воспоминания, описания трех и более людей, и ни одного спорного факта нет в картине", - объяснил актер.

По словам Андрея Мерзликина, в работе над фильмом использовались не только архивы - отечественные и немецкие, - но и воспоминания выживших очевидцев, с которыми встречались члены съемочной группы.

Кроме того, значительную помощь оказали сотрудники музея Брестской крепости, в частности - его главный экскурсовод Александр Коркатадзе.

"Мой герой - лейтенант Андрей Митрофанович Кижеватов, его имя сейчас носит погранзаставва в Бресте. Его дочь, Нюра Кожеватова, тоже была защитницей крепости, в ее честь назван корабль на Северном флоте", - рассказал Мерзликин.

Кадр из фильма "Брестская крепость"

По его признанию, "возбудить в себе точное ощущение войны невозможно, на то она и война - самое ужасное, что может произойти в жизни человека. Вряд ли в мирное время у мирного человека, живущего в обществе потребления, когда того хочется, сего хочется, есть возможность прочувствовать, представить сам подвиг, но можно попытаться ощутить хоть что-то и понять, насколько мы по сравнению с теми людьми не можем себя даже рядом поставить".

"Эти люди через четыре дня после начала войны поняли, что наплевательски брошены всеми. Мне кажется, это очень страшно. Они понимали, что жизнь все равно закончится, им из крепости не выбраться, и они решили умереть достойно. Все ужасы и зверства первых дней войны, отрезания ушей, выжигание звезд на лбу и плечах, я думаю, просто не оставили перед защитниками выбора", - продолжил актер.

Как бы то ни было, для Мерзликина, отца троих детей, самым главным в характере его персонажа оказался тот факт, что и он был многодетным отцом. "Я его понимаю как человека. Как ответственный боевой офицер, он отвечал не только за свою семью, но и за семьи своих подчиненных. И когда начался весь этот ад - в четыре часа утра, когда нормальный человек спит очень крепким сном, и надо иметь очень изуверский ум, чтобы начать войну в четыре утра - так вот, в четыре утра началась канонада, которая шла безостановочно три дня. В этой ситуации нужно было как-то сориентироваться, и мой герой отдал единственный правильный на тот момент приказ - он всех детей и всех жен под белым флагом выводит на белый свет, и они сдаются в плен. И я вот для себя думаю, каково вот так последний раз сказать "до свидания". Вот эти вещи я для себя примерял, пытался понять как молодой отец, и мне по-настоящему внутри было понятно, больно и обидно", - объяснил он.

Кадр из фильма "Брестская крепость"

Правда, добавил актер, сдавшихся в плен все равно расстреляли, потому что существовал приказ, по которому семьи офицеров Красной Армии подлежали уничтожению.

"Для меня героизм был - переступить через личное во благо долга", - заключил собеседник агентства.

Ад на земле

По словам Мерзликина, создатели фильма нашли в немецких архивах записи, свидетельствовавшие о том, что в Брестской крепости был намеренно создан самый настоящий ад на земле и велась самая мощная артиллерийская подготовка за всю историю Великой Отечественной.

Ощутить это на собственной шкуре актеру удалось в эпизодах, связанных с прорывом через реку Мухавец.

Кадр из фильма "Брестская крепость"

"Вот там на секунду удалось как-то прочувствовать, что это такое, когда в три часа ночи, в надежде, что противник не видит, пытаться пробраться набрать воды. Это когда 20 человек погибало, чтобы один человек пришел и принес котелок воды, и люди знали, на что они шли. Вода нужна была не потому, что просто хотелось пить - нет, это была не жажда. Просто мало кто представляет: три-четыре дня общей артподготовки, гарь, летающий дым, дышать невозможно. Через три дня стали тлеть все трупы неубранные, а их не давали убирать, был полный прострел, никто не мог выйти. Это была полная потеря жизнеспособности, вода была необходима как спасение. Цена воды была, наверное, максимальной за всю историю человечества", - рассказал потрясенный исполнитель роли Кожеватова - человека, участвовавшего в одной из таких вылазок.

Съемки оказались непростыми.

"Мы снимали непосредственно в том самом месте, где погибло большое количество людей. Мотор, камеры начали, ты бежишь. И ты понимаешь, что холостое стоит оружие, но когда настоящие станковые пулеметы, за которыми стоят актеры в немецкой форме, начинают в 10 метрах от тебя по тебе шарашить, от одного звукового ощущения ты уже вжимаешься в землю. А для того чтобы всем было по-настоящему страшно, режиссер поставил в углах людей с пейнтбольными ружьями, чтобы на воде был эффект от пуль, который нельзя нарисовать на компьютере. И я понимаю, что нам-то в воду бежать, и не просто бежать, а выныривать, играть, существовать, давать команды. И я понимаю, что мой герой все, что нужно, должен сделать, а я под воду нырнул и боюсь вынырнуть, боюсь, что получу шариком в лоб. Понимаю, что меня это не убьет, но это малоприятное удовольствие. Но пленка идет, и я должен это сделать, иначе подведу режиссера, людей, с которыми играю", - вспоминает Мерзликин.

Мечта Андрея Мерзликина сбылась на съемках "Брестской крепости"

"Когда стоп произошел, я сидел и думал: господи, если я так боюсь пейнтбольного шарика, что же было бы тогда, в 41-м году. Мы-то после сложной сцены пошли, согрелись, а тем ребятам не досталось ничего", - добавил он.

Актер признался, что после смены пришлось выпить. "Мы, конечно, помянули всех прямо тут же, на месте. Я директору картины говорю - делайте что хотите, магазины, конечно, закрыты, но вот вам денег, привезите. И нам привезли, и мы конечно после окончания смены по-настоящему выпили, без красных слов".

Второй яркий эпизод съемок был связан с пулеметом "Максим", о котором Мерзликин мечтал с детства, насмотревшись фильмов про Василия Ивановича и Петьку.

На съемках "Брестской крепости" актер Мерзликин боролся со страхами

"И вот приносят мне настоящий, раритетный, сохраненный боевой товарищ - "Максим". Заряжают целый чемодан ленты. Выстраивают передо мной массовку - полностью обмундированных фашистов. И вот они выходят на тебя так красиво, из тумана, ровными рядами. Страшно невозможно, потому что психологическая атака - она все-таки существует. Цепенеешь, когда начнешь это смотреть. И вот на какой-то момент ты останавливаешься, а потом начинаешь из пулемета: тра-та-та-та-та-та! И они валятся снопами, и у тебя полное ощущение, что это ты их всех. У меня было такое мальчишеское чувство, вот я вас сейчас, гадов - пока ленту не заело. Поднимаются немцы, хохочут, снимают все на телефоны, как сейчас это принято", - рассказывает актер.

"Я вообще понял, что любые ужасы - это очень красиво", - признался он, закончив работу над "Брестской крепостью" и впервые посмотрев фильм в годовщину начала войны, ночью с 21 на 22 июня, непосредственно на месте событий.

Кадр из фильма "Брестская крепость"

Сын полка

В массовых сценах приглашали сниматься местных жителей, для которых крепость и музей, как выразился Мерзликин, - "градообразующее предприятие".

"Они очень мужественно работали, потому что работа в массовых сценах - одна из сложнейших. Это не так просто, как многие думают, лежать целый день, изображая убитый труп в жженом платье, когда вокруг тебя что-то горит, плавится, бегают люди и стреляют. Но они понимали, чувствовали, в этом смысле режиссеру с артистами очень повезло", - признается актер.

Один из артистов массовки, мальчик по имени Женя, по дороге домой со съемок попал под машину.

"Он пролежал две недели в коме, был абсолютно выброшен из жизни. Мы узнали об этом в интернете: кто-то на сайте каком-то написал: "у кого есть возможность, найдите Андрея Мерзликина, мальчику нужна моральная помощь, он шел сниматься в кино с артистом Мерзликиным". Это был такой крик души, и он с Божьей помощью дошел до нас. Мы ездили к нему в больницу, он был безнадежным. Но директор нашей картины Александр Маленкович нашел врача, сделали все нужные операции, и было очень приятно, когда на Новый год он позвонил и поздравил. В этом году, когда мы ездили на премьеру, я был у него дома. Пацан жив, здоров, молодец, учится, умный и толковый парень", - рассказал Мерзликин.

"Хотя бы одна маленькая польза от картины уже есть", - заключил он.

Культура
Партнеры



Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.