МОСКВА, 25 окт - РИА Новости. Патриотическая драма Александра Котта "Брестская крепость" получилась очень искренней и станет народным фильмом, убежден актер Андрей Мерзликин, сыгравший одну из главных ролей - начальника погранзаставы Кижеватова.
"Брестская крепость" - хроника самых первых дней Великой Отечественной войны, снимавшаяся непосредственно на месте событий. Автором идеи и генеральным продюсером картины стал председатель телерадиовещательной организации Союзного государства Игорь Угольников. В главных ролях, помимо Мерзликина, были Павел Деревянко и Александр Коршунов. Сценарий был написан на основе военных архивов и воспоминаний очевидцев.
"Если кино народное, то оно и будет народным. Даже если оно не прошло с каким-то колоссальным успехом, но действительно сложилось удачно, оно разойдется сарафанным радио. Я думаю, у "Брестской крепости" есть своя судьба. Потому что главное в кино, мне кажется - вызывать эмоции. Это как в карате: либо был удар, либо не было. Вот кино - это удар: был он нанесен по зрителю или нет. Кино должно быть яростным, эмоциональным. Не знаю, как судить "Брестскую крепость", но степень искренности, которая исходила от режиссера, от создателей картины, не могла не передаться, не отразиться на пленке", - сказал в интервью РИА Новости Мерзликин.
Герой
"Уникальность картины, которую снимал Саша Котт, - попытка восстановить реалистичность событий и постараться хотя бы у четверых главных героев найти некое портретное сходство и снимать те факты защиты Брестской крепости, о правдивости которых свидетельствует от трех и более источников. О каждом герое существуют воспоминания, описания трех и более людей, и ни одного спорного факта нет в картине", - объяснил актер.
По словам Андрея Мерзликина, в работе над фильмом использовались не только архивы - отечественные и немецкие, - но и воспоминания выживших очевидцев, с которыми встречались члены съемочной группы.
Кроме того, значительную помощь оказали сотрудники музея Брестской крепости, в частности - его главный экскурсовод Александр Коркатадзе.
"Мой герой - лейтенант Андрей Митрофанович Кижеватов, его имя сейчас носит погранзаставва в Бресте. Его дочь, Нюра Кожеватова, тоже была защитницей крепости, в ее честь назван корабль на Северном флоте", - рассказал Мерзликин.
По его признанию, "возбудить в себе точное ощущение войны невозможно, на то она и война - самое ужасное, что может произойти в жизни человека. Вряд ли в мирное время у мирного человека, живущего в обществе потребления, когда того хочется, сего хочется, есть возможность прочувствовать, представить сам подвиг, но можно попытаться ощутить хоть что-то и понять, насколько мы по сравнению с теми людьми не можем себя даже рядом поставить".
"Эти люди через четыре дня после начала войны поняли, что наплевательски брошены всеми. Мне кажется, это очень страшно. Они понимали, что жизнь все равно закончится, им из крепости не выбраться, и они решили умереть достойно. Все ужасы и зверства первых дней войны, отрезания ушей, выжигание звезд на лбу и плечах, я думаю, просто не оставили перед защитниками выбора", - продолжил актер.
Как бы то ни было, для Мерзликина, отца троих детей, самым главным в характере его персонажа оказался тот факт, что и он был многодетным отцом. "Я его понимаю как человека. Как ответственный боевой офицер, он отвечал не только за свою семью, но и за семьи своих подчиненных. И когда начался весь этот ад - в четыре часа утра, когда нормальный человек спит очень крепким сном, и надо иметь очень изуверский ум, чтобы начать войну в четыре утра - так вот, в четыре утра началась канонада, которая шла безостановочно три дня. В этой ситуации нужно было как-то сориентироваться, и мой герой отдал единственный правильный на тот момент приказ - он всех детей и всех жен под белым флагом выводит на белый свет, и они сдаются в плен. И я вот для себя думаю, каково вот так последний раз сказать "до свидания". Вот эти вещи я для себя примерял, пытался понять как молодой отец, и мне по-настоящему внутри было понятно, больно и обидно", - объяснил он.
Правда, добавил актер, сдавшихся в плен все равно расстреляли, потому что существовал приказ, по которому семьи офицеров Красной Армии подлежали уничтожению.
"Для меня героизм был - переступить через личное во благо долга", - заключил собеседник агентства.
Ад на земле
По словам Мерзликина, создатели фильма нашли в немецких архивах записи, свидетельствовавшие о том, что в Брестской крепости был намеренно создан самый настоящий ад на земле и велась самая мощная артиллерийская подготовка за всю историю Великой Отечественной.
Ощутить это на собственной шкуре актеру удалось в эпизодах, связанных с прорывом через реку Мухавец.
"Вот там на секунду удалось как-то прочувствовать, что это такое, когда в три часа ночи, в надежде, что противник не видит, пытаться пробраться набрать воды. Это когда 20 человек погибало, чтобы один человек пришел и принес котелок воды, и люди знали, на что они шли. Вода нужна была не потому, что просто хотелось пить - нет, это была не жажда. Просто мало кто представляет: три-четыре дня общей артподготовки, гарь, летающий дым, дышать невозможно. Через три дня стали тлеть все трупы неубранные, а их не давали убирать, был полный прострел, никто не мог выйти. Это была полная потеря жизнеспособности, вода была необходима как спасение. Цена воды была, наверное, максимальной за всю историю человечества", - рассказал потрясенный исполнитель роли Кожеватова - человека, участвовавшего в одной из таких вылазок.
Съемки оказались непростыми.
"Мы снимали непосредственно в том самом месте, где погибло большое количество людей. Мотор, камеры начали, ты бежишь. И ты понимаешь, что холостое стоит оружие, но когда настоящие станковые пулеметы, за которыми стоят актеры в немецкой форме, начинают в 10 метрах от тебя по тебе шарашить, от одного звукового ощущения ты уже вжимаешься в землю. А для того чтобы всем было по-настоящему страшно, режиссер поставил в углах людей с пейнтбольными ружьями, чтобы на воде был эффект от пуль, который нельзя нарисовать на компьютере. И я понимаю, что нам-то в воду бежать, и не просто бежать, а выныривать, играть, существовать, давать команды. И я понимаю, что мой герой все, что нужно, должен сделать, а я под воду нырнул и боюсь вынырнуть, боюсь, что получу шариком в лоб. Понимаю, что меня это не убьет, но это малоприятное удовольствие. Но пленка идет, и я должен это сделать, иначе подведу режиссера, людей, с которыми играю", - вспоминает Мерзликин.
"Когда стоп произошел, я сидел и думал: господи, если я так боюсь пейнтбольного шарика, что же было бы тогда, в 41-м году. Мы-то после сложной сцены пошли, согрелись, а тем ребятам не досталось ничего", - добавил он.
Актер признался, что после смены пришлось выпить. "Мы, конечно, помянули всех прямо тут же, на месте. Я директору картины говорю - делайте что хотите, магазины, конечно, закрыты, но вот вам денег, привезите. И нам привезли, и мы конечно после окончания смены по-настоящему выпили, без красных слов".
Второй яркий эпизод съемок был связан с пулеметом "Максим", о котором Мерзликин мечтал с детства, насмотревшись фильмов про Василия Ивановича и Петьку.
"И вот приносят мне настоящий, раритетный, сохраненный боевой товарищ - "Максим". Заряжают целый чемодан ленты. Выстраивают передо мной массовку - полностью обмундированных фашистов. И вот они выходят на тебя так красиво, из тумана, ровными рядами. Страшно невозможно, потому что психологическая атака - она все-таки существует. Цепенеешь, когда начнешь это смотреть. И вот на какой-то момент ты останавливаешься, а потом начинаешь из пулемета: тра-та-та-та-та-та! И они валятся снопами, и у тебя полное ощущение, что это ты их всех. У меня было такое мальчишеское чувство, вот я вас сейчас, гадов - пока ленту не заело. Поднимаются немцы, хохочут, снимают все на телефоны, как сейчас это принято", - рассказывает актер.
"Я вообще понял, что любые ужасы - это очень красиво", - признался он, закончив работу над "Брестской крепостью" и впервые посмотрев фильм в годовщину начала войны, ночью с 21 на 22 июня, непосредственно на месте событий.
Сын полка
В массовых сценах приглашали сниматься местных жителей, для которых крепость и музей, как выразился Мерзликин, - "градообразующее предприятие".
"Они очень мужественно работали, потому что работа в массовых сценах - одна из сложнейших. Это не так просто, как многие думают, лежать целый день, изображая убитый труп в жженом платье, когда вокруг тебя что-то горит, плавится, бегают люди и стреляют. Но они понимали, чувствовали, в этом смысле режиссеру с артистами очень повезло", - признается актер.
Один из артистов массовки, мальчик по имени Женя, по дороге домой со съемок попал под машину.
"Он пролежал две недели в коме, был абсолютно выброшен из жизни. Мы узнали об этом в интернете: кто-то на сайте каком-то написал: "у кого есть возможность, найдите Андрея Мерзликина, мальчику нужна моральная помощь, он шел сниматься в кино с артистом Мерзликиным". Это был такой крик души, и он с Божьей помощью дошел до нас. Мы ездили к нему в больницу, он был безнадежным. Но директор нашей картины Александр Маленкович нашел врача, сделали все нужные операции, и было очень приятно, когда на Новый год он позвонил и поздравил. В этом году, когда мы ездили на премьеру, я был у него дома. Пацан жив, здоров, молодец, учится, умный и толковый парень", - рассказал Мерзликин.
"Хотя бы одна маленькая польза от картины уже есть", - заключил он.