Рейтинг@Mail.ru
"Бременские музыканты". Как спелись Ливанов, Энтин, Гладков и Анофриев - РИА Новости, 02.02.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Бременские музыканты". Как спелись Ливанов, Энтин, Гладков и Анофриев

© СоюзмультфильмКадр из мультфильма "Бременские музыканты"
Кадр из мультфильма Бременские музыканты
Читать ria.ru в
В 2009 году мультфильму "Бременские музыканты" исполняется 40 лет. На этой музыкальной сказке выросло не одно поколение. Сказка побила все рекорды по количеству проданных пластинок, но мультфильм не получил ни одной награды. В нем даже усматривали "тлетворное влияние Запада".

 

В этом году любимейшему отечественному мультику "Бременские музыканты" исполняется 40 лет. На этой музыкальной сказке выросло не одно поколение, при этом мультфильм не получил ни одной награды. Сказка побила все рекорды по количеству проданных пластинок, но на нее обрушились критика и обвинения в "тлетворном влиянии Запада".

Не оригинальное исполнение

Сценарий к мультфильму написали в 60-х годах актер, позже создавший популярнейший образ Шерлока Холмса, Василий Ливанов и поэт-песенник Юрий Энтин. Над мультиком работали композитор Геннадий Гладков, режиссером стала Инесса Ковалевская (будущий режиссер мультиков "Как львенок и черепаха пели песню", "Катерок", "Чучело-Мяучело" и т. д.). За основу была взята сказка братьев Гримм "Бременские музыканты".

"Мы пришли в ужас от этой сказки, - цитирует слова Ковалевской портал tvcenter.ru. - Ну что это за сюжет: четверо пенсионеров-животных бродят по миру, встречают разбойников, пугают их и поселяются в их домике?! Но зато это еще не экранизировали, да и герои - музыканты! Поэтому решили работать все-таки над этим материалом".

"Когда я пришел к Василию Ливанову, у меня просто нечаянно был написан один стишок: "Как известно, мы народ горячий", - рассказал Юрий Энтин в интервью порталу КМ.Ру. - Я ему прочитал это сначала как шутку, а еще сказал, что прочитал сказку "Бременские музыканты", но ничего из нее не понял. Бред какой-то: молодые хозяева выгнали на улицу четырех пенсионеров, не зная куда. Те решили пойти в Бремен, чтобы стать музыкантами. По дороге встретили логово разбойников, сделали там пирамиду <…> Разогнали при помощи этой пирамиды разбойников и стали жить на их награбленное золото. Вот вам и все произведение".

У Василия Ливанова опыта было больше, чем у Энтина. К тому моменту у него вышло несколько сборников сказок, которые хвалил сам Маршак. Ливанов ввел образы Трубадура и Короля. Композитор Гладков, в свою очередь, заметил, что в сказке нужна любовь - так решилась судьба Принцессы.

В результате было создано абсолютно новое произведение: новые герои стали главными, вокруг них закрутился сюжет. От оригинала осталось только название.

Сценарий написали быстро, его тут же понесли в "Союзмультфильм", через несколько дней мультфильм запустили в производство.

 

Сначала было решено записать фонограмму для будущего мультфильма, а потом уже рисовать героев.

Роли распределили так: за Трубадура должен был петь Олег Анофриев, за Принцессу - солистка квартета "Аккорд" Зоя Харабадзе, за музыкантов - остальные участники "Аккорда", за Атаманшу - Зиновий Гердт. Фонограмму должны были записывать на студии "Мелодия", которая была постоянно занята, поэтому запись назначили на двенадцать ночи.

"И вот приходим на запись, а артистов наших нет, - вспоминает Юрий Энтин. - К назначенному часу появился только Олег Анофриев, который рядом с "Мелодией" жил, и пришел сказать, что записываться не может, потому что у него высокая температура. Тут же позвонил Гердт: он не рассчитал где-то на вечеринке и изрядно выпил, мол, перенесите запись. Потом позвонили с такой же просьбой ребята из "Аккорда". Но перенести работу мы никак не могли и решили справиться своими силами. В ночи позвали в студию наших друзей: поэта Анатолия Горохова (ему принадлежат строчки из песни "Наша служба и опасна и трудна…") и певицу Эльмиру Жерздеву".

В итоге Эльмира Жерздева стала Принцессой, Анатолий Горохов пел за всех музыкантов (это ему принадлежит знаменитое ослиное "Е! Е-е! Е-е!". А Анофриев спел за всех остальных персонажей, в том числе и за Атаманшу. Когда он спросил у Инессы Ковалевской, какой она хочет видеть Атаманшу, она ответил "Ну, что-то вроде Фаины Раневской!" Под Раневскую Анофриев и спел.

"Помню, я так разошелся, когда записывали фонограмму, что предложил спеть и за Принцессу, - вспоминает Олег Анофриев. - А что, я бы смог! Кстати, Геннадий Гладков в мультфильме тоже спел: в общем хоре и в песенке охранников. "Большо-ой секрет!" - это его голос. Когда под утро мы закончили работу, я измерил температуру, но она оказалась в норме. Вот великая сила искусства!"

Запись мюзикла закончили в пять утра. По словам Геннадия Гладкова в интервью "Литературной России", отличную работу проделал звукорежиссер Виктор Бабушкин: "Он сделал невероятную вещь: на довольно примитивной аппаратуре смог сделать великолепную запись. Волшебник!"

Художник Макс Жеребчевский сделал несколько набросков героев. "Трубадур у Макса получался в колпаке, как скоморох, что мне абсолютно не нравилось, - вспоминает режиссер. - Как-то я листала один зарубежный журнал и увидела там блондина с прической под "Битлз" в джинсах. Показала фотографию художнику, и тут же возник наш будущий Трубадур".

 

А на Принцессу "надели" свадебное платье жены Юрия Энтина. "То самое красное платье, которое вы видите в мультфильме, я ей купил за 40 рублей, в нем она и была на свадьбе, - приводит слова Юрия Энтина портал bibigon.ru. - А Гладков и Ливанов были нашими свидетелями".

Разбойников в этом мультфильме срисовали с популярнейших в семидесятые троицы: Вицина, Моргунова и Никулина.

В свете

"Прежде чем увидеть свет, пластинка с "Бременскими музыкантами" 9 месяцев, как ребенок, пролежала на студии грамзаписи "Мелодия". Именно там я работал редактором, - приводит воспоминания Юрия Энтина портал videoblock.info. - Нужна была подпись директора. Я воспользовался служебным положением и… Пластинка с "Бременскими музыкантами" "проскочила" на прилавок, когда директор был в отпуске. Затем появился мультфильм <…> То-то было шума! Моя жена до сих пор помнит художественный совет, на котором "Бременских музыкантов" разбирали по косточкам. Композитор Ростислав Бойко назвал наш мюзикл "марихуаной для детей", а Наталья Сац с возмущением говорила о том, что Тихона Хренникова было продано всего 3 млн экземпляров, а "Бременских музыкантов" 28 млн пластинок, что свидетельствует о приближении развала страны".

В Министерство культуры приходили гневные письма - "Как можно для детей петь про разбойников и про покойников?!"

Особенно, как рассказал Юрий Энтин газете "Аргументы и факты", в "Бременских музыкантах" редакторов смущали две фразы: "Величество должны мы уберечь от всяческих ему не нужных встреч" и "Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы".

Кстати, существует даже байка о том, как Олег Анофриев, выступая в Кремлевском Дворце съездов, спел эту вторую фразу, при этом обвел руками весь дворец и указал на правительственные трибуны. Считается, что после этого у актера были неприятности, и с ним даже "провели беседу".

Но больше всех досталось режиссеру Инессе Ковалевской. Ее даже не приняли в Союз кинематографистов - "за непрофессиональный видеоряд". Не обошлось и без штампа "тлетворное влияние Запада", пишет портал sestrenka.ru.

"Несмотря на все камни, которые швыряли в наш огород, я вспоминаю то время с нежностью, - говорит Юрий Энтин. - Тогда мы очень болезненно воспринимали критику, а сейчас..."

Вопреки свалившейся на мультфильм критику, вопреки тому, что он не получил ни одной награды, "Бременские музыканты" приобрели ошеломительную популярность. Песни из него стали настоящими хитами.

Следом

Через четыре года, в 1973 году, появилось продолжение мультика - "По следам Бременских музыкантов". Создатели первого мультфильма о второй серии и не думали, но на студию "Союзмультфильм" пришла телеграмма за подписью директора кинотеатра "Баррикады", где в то время шли мультфильмы, что требуется продолжения. Ковалевская снимать вторую серию отказалась, и в качестве режиссера выступил сам Ливанов.

"Сначала мы вообще не представляли, о чем писать, - вспоминает Юрий Энтин, - но потом меня осенило, что раз принцесса сбежала, то должен быть нанятый сыщик, которого король снарядил на поиски дочери. Я написал четыре строчки и решил прочитать их Ливанову и Гладкову. Они были настроены скептически и спросили: "Ну, что ты еще придумал?" Я сказал, что вторая серия начинается с того, что сидит король, нажимает на кнопку, появляется гениальный сыщик и звучит песня:

Я - гениальный сыщик,
Мне помощь не нужна,
Найду я даже прыщик
На … у слона".

"Они молчали с минуту, глядя на меня совершенно безумными глазами, - продолжает поэт-песенник, - А потом у нас всех просто началась истерика, и мы начали дико хохотать. И мы сочинили продолжение".

Главных героев в новом мультике немного перерисовали и "переозвучили".

"Поскольку прошло некоторое время, то и Трубадура мы решали сделать более взрослым, более баритонистым - для чего и пригласили Магомаева, - рассказал Геннадий Гладков газете "Завтра". Другая причина, почему во второй части за Трубадура пел Магомаев, по словам композитора, в том, что Анофриев "немного капризничал, что-то ему не нравилось…"

Кстати, сам Геннадий Гладков во второй серии приключений Трубадура и его друзей спел за Короля - это вышло случайно. "Должен был петь Муслим Магомаев, но он в тот момент отсутствовал, и я заполнил временную пустоту в фонограмме. А он послушал и сказал: "Мне нравится, как Гладков поет". Так и оставили", - рассказывает композитор.

Брежневские музыканты?

С мультфильмом "По следам Бременских музыкантов" тоже не обошлось без "разоблачений".

"…В Трубадуре усматривали Элвиса Пресли, в этих четырех зверушках - битлов, - говорит Гладков. - Элементы пародии если и имели место, то доброжелательной, свойской. Не сатира, а именно мягкий юмор. Но в то время тотальных запретов даже пародия воспринималась слишком серьезно, это все равно был прорыв".

Самым скандальным домыслом по поводу мультфильма было предположение о том, что "доченька истеричная"- это прямой намек на Галину Брежневу, а под Королем, соответственно, подразумевается Брежнев.

В те годы дочь генсека уже имела скандальную известность из-за своего эксцентричного поведения и многочисленных романов. Ее первой любовью и первым мужем был артист цирка Евгений Милаев. В кишеневском цирке акробат держал на себе пирамиду из десятка людей. Когда цирк уехал, вместе с цирком, (бросив университет) уехала и двадцатилетняя Галина. Этот брак длился 8 лет.

Второй любовью Галины Брежневой стал Игорь Кио, сын знаменитого иллюзиониста Эмиля Ренарда. Когда они познакомились, ей было 32 года, а ему - 18 лет. Через 9 дней после "скоропалительной" свадьбы к молодоженам пришли начальник краевого отдела милиции и начальник паспортного стола, они увели Галину под конвоем. Брак был аннулирован как незаконный.

Еще у нее был роман со знаменитым танцором Марисом Лиепой, который был моложе ее на 11 лет. Уже будучи замужем за милиционером по фамилии Чурбанов у нее завязались отношения с цыганским актером, солистом театра "Ромэн" Борисом Буряце.

Впрочем, пишет портал "Искусство Кино", в одном из интервью Геннадий Гладков сказал о мультфильме так: "Сочиняли для себя - нам было интересно! <…> Мы хохотали, дурачились. Это было нечто вроде капустника для самих себя. Для нас это была просто шутка, а все остальные говорили: вот это пародия на то-то, вот здесь намек на другое <…> Появилась чуть ли не новая профессия - отыскивать что-то там, где ничего не было".

Любые дороги

Все это время "Бременские музыканты" жили не только в мультфильме, но и на сцене. "Мы решили поставить спектакль "Трубадур и его друзья" по мотивам мультфильма на сцене ленинградского Театра имени Ленсовета, - рассказывает Геннадий Гладков. - Премьера вызвала настоящую бурю в зале. <…> Каждый номер сопровождался аплодисментами, а финальную песню вообще пели несколько раз. Причем вместе с публикой. Успех был невероятный".

"В спектакле по "Бременским музыкантам" переиграл, по-моему, весь состав Театра Ленсовета, - продолжает композитор. - Был даже небольшой казус с Алисой Фрейндлих. Мы посчитали, что для такой большой актрисы здесь нет подходящей роли, а она обиделась. Потом она играла роль Атаманши".

Первым исполнителем Трубадура на театральной сцене был Михаил Боярский. Принцессу в музыкальной сказке сыграла Лариса Луппиан, вскоре ставшая женой актера.

В 2000 году появился третий мультфильм - "Новые Бременские", авторами сценария которого стали также Василий Ливанов и Юрий Энтин, а композитором - Геннадий Гладков. За героев в "Новых Бременских" поют звезды российской эстрады: за Трубадура - Филипп Киркоров, за короля - Михаил Боярский, за Атаманшу - Надежда Бабкина и т. д.

Также в 2000 году Александр Абдулов, сыгравший в Ленкомовских "Бременских музыкантов" всех - от Осла до Трубадура, в качестве режиссера снял фильм-мюзикл "Бременские музыканты & Co" - сказку по мотивам мультфильма Юрия Энтина и Василия Ливанова. В ролях - Михаил Пуговкин, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, Александр Абдулов, Семен Фарада, Анастасия Вертинская, Александр Збруев, Светлана Немоляева, Армен Джигарханян и др.

Квартирный вопрос

Для многих россиян "Бременские музыканты" - это прежде всего советские мультфильмы. Поэтому неудивительно, что не все помнят, о чем идет речь в первоисточнике - сказке братьев Гримм.

В оригинале брошеные хозяевами осел, пес, кот и петух отправляются в Бремен, чтобы стать там уличными музыкантами. По дороге в лесу они видят домик разбойников, хитростью прогоняют их и сами в нем селятся.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала