Вампирская драма "Византия": "мы достаточно гуманны"

Несмотря на водопады крови и горы отрезанных голов, это очень женская история. Парням она может показаться слишком сентиментальной, считает Михаил Шиянов.

Новый вампирский триллер "Византия", который на этой неделе выходит в прокат, можно считать еще одним шагом всего жанра в сторону гуманизации нечисти, начатой еще в 1994 году фильмом "Интервью с вампиром".

Кадр из фильма Византия
Триллер "Византия" от режиссера "Интервью с вампиром" выходит в прокат
Забавно, что оба фильма с перерывом в 20 лет снял один режиссер – Нил Джордан. За это время вампирские фильмы проделали большой путь. Кровососы не просто стали безупречно выглядеть и здорово говорить: в последних фильмах они очеловечиваются почти до полной потери различий с людьми. Из отвратительных разносчиков заразы (дословный перевод слова "Носферату") они эволюционировали даже не в секс-идолов – это концепция осталась в 1990-2000-х, – а в милых юношей и девушек, вызывающих зависть не красотой и манерами, а вечной юностью и романтической отрешенностью.

Знаменитая "Сумеречная" сага была лишь промежуточным звеном в этой истории. Куда интереснее и страшнее шведская вампирская драма Томаса Альфредсона "Впусти меня" и ее голливудский ремейк с таким же названием, впрочем, уже совсем не обязательный.

© Demarest Films/Lipsync Productions/Number 9 FilmsКадр из фильма "Византия"
Кадр из фильма "Византия"

Ирландец Джоржан перенимает у шведа Альфредсона его северную готичную камерность и снимает практически национальное ирландское кино – по пьесе ирландского драматурга Мойры Баффини с ирландской актрисой Сиршей Ронан на ирландской "Ardmore Studios". В результате получился своеобразный нордический вампирский артхаус.

То есть это кино в первую очередь о чувствах и попытках с ними разобраться, как бы не странно это ни звучало по отношению к существам, отдавшим душу в обмен на бессмертие.

Альфредсон использовал образ девочки-вампира, чтобы разобраться в том, как возможна любовь в этом глупом и холодном мире. В другом европейском фильме, развивающем это направление, душераздирающей британской антиутопии "Не отпускай меня" на тот же вопрос отвечают уже не вампиры, а человеческие клоны, которых выращивают на органы в элитной школе-интернате. Оба фильма, кроме прочего, прозрачно намекают на очевидный парадокс: нечисть и якобы лишенный души "человеческий материал" – клоны, вынужденные жить как люди и среди людей, – зачастую проявляют куда больше жизни, любви и сочувствия, чем окружающие их люди-"зомби".

Трейлер фильма "Византия"

"Византия" Джордана – тоже фильм о любви, правда не такой убедительный, как "Впусти меня". К тому же, несмотря на водопады крови и горы отрезанных голов, это очень женская история, написанная женщиной и, вероятно, для женщин. Парням она может показаться слишком сентиментальной.

Две героини – вечно юные мать и дочь вампиры Клара (Джемма Артертон) и Элеанора (Сирша Ронан) кочуют по Ирландии, пытаясь скрыться от чего-то даже более угрожающего, чем полиция. "Византия" – это название борделя, который Клара устраивает в запущенном отеле одного из прибрежных городков. Пока мать занимается сведением концов с концами, дочь отправляется в колледж, где знакомится с чахоточным рыжеволосым красавцем по имени Фрэнк (Калеб Лэндри Джонс), и на семинаре по творческому письму раскрывает ему и учителям свою историю. Так в фильме появляется вставная костюмная новелла из начала XIX века.

© Demarest Films/Lipsync Productions/Number 9 FilmsКадр из фильма "Византия"
Кадр из фильма "Византия"

Угрюмая красота ирландских помоек, пустующих луна-парков и переполненных борделей, на фоне которых разворачивается сюжет, подчеркивает сложные чувства, которые испытывают бессмертные мать и дочь друг к другу, хотя и не сильно прибавляет им убедительности. За двести лет жизни вместе нежность и самопожертвование Клары стали неотделимы от почти детдомовской опеки, которая мучает Элеанору и, в конце концов, приводит к большой беде.

Что должна чувствовать двухсотлетняя девочка-подросток с ангельской внешностью и горами трупов за спиной? А если она при этом одержима невротической потребностью делиться своими ощущениями? За два столетия, которые Элеанора пытается изложить эту историю на бумаге, она превратила описание своей жизни в бесконечный роман, каждую страницу которого она, не дожидаясь, пока просохнут чернила, выбрасывает в море. В конце концов она так отточила стиль, что учителя ставят ее мемуары едва ли не выше Эдгара По и Эмили Дикинсон.

Это, кстати, ценный урок, который сценарист Мойра Баффини дает всем, кто сам хотел бы научиться складывать слова в предложения. Действительно, самый надежный способ научиться это делать – на протяжении двухсот лет (кому-то, может быть, понадобится меньше) писать один и тот же текст и ни в коем случае никому не показывать, что получилось.

О том, как вампиры эволюционировали в кино, читайте в материале проекта Weekend >>

Это еще одно характерное отличие вампиров Нила Джордана от вампиров из тех же "Сумерек". Те, несмотря на свой весьма почтенный возраст, думают и ведут себя так же, как и выглядят, то есть как глуповатые тинейджеры. Элеанора с Кларой проводят свою вечность не в подростковых игрищах, а как и положено тем, у кого есть уйма времени – в попытках познать самих себя. Клара – больше через свое тело и чувства к дочери и миру, Элеанора – бесконечно размышляя об одном конкретном эпизоде земной истории.

© Demarest Films/Lipsync Productions/Number 9 FilmsКадр из фильма "Византия"
Кадр из фильма "Византия"

В этих вполне человеческих стремлениях девушки противостоят не оборотням, как в сериале "Другой мир" и уж тем более не угрюмым падре, как в фильме "Дракула: Князь Тьмы", который смотрит по телевизору Элеанора.

Против матери и дочери восстает куда более древний, чем они сами, твердолобый мужской шовинизм и патриархальная агрессия.

"Византия": заостренные ногти правосудия". Рецензия от проекта Weekend >>

В конце концов девушки побеждают – и в этом кроваво-пацифистском финале звучит месседж Нила Джордана, которого не было двадцать лет назад в "Интервью с вампиром". Вампиры – это не элитный клуб и не масонская ложа, созданные для бесконечных развлечений (хотя и это тоже), а возможность сделать себя и мир немного лучше. Какая скука. Старые добрые осиновый кол и серебряная пуля все же подходят вампирам куда больше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Колумнисты
Комментарии
2 пользователя оставили 2 комментария
Море крови и горы отрезанных голов - для меня это достаточный повод не смотреть этот фильм и не показывать его тем, кого я люблю.
Мучается западное общество.Ищет выхода их душа. Чтобы успокоится и восстановить гармонию необходимо согласие большинства на это. Вампиры высасывают энергию из зомбированных людей и поэтому они его не смогут получить и тем самым исполнить свою мечту о бессмертии и свободе.
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена