Мыльный PR-пузырь президента Обамы

© AP Photo / Andrew HarnikПрезидент США Барак Обама. Архивное фотоПрезидент США Барак Обама. Архивное фото

Игорь Пшеничников, советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), для РИА Новости

Барак Обама, кроме всего прочего, войдет в историю как самый продвинутый в области public relations президент США, который поставил работу со СМИ во главу угла своей деятельности.

Президент США Барак Обама в Вашингтоне. 14 декабря 2016 года
Почти четверть американцев считают, что Обама не выполнил обещания

"Большинство людей согласится с тем, что президент Обама — мастер коммуникаций. Обама по-настоящему первый публичный лидер в США, который умело использует всю мощь целого набора современных средств массовой информации. Этот президент использует как традиционные, так и новые возможности в области СМИ, чтобы его послания распространились оперативно и повсеместно". Так квалифицировал работу Обамы и его команды по связям с общественностью директор известной PR-компании Kwittken Аарон Квитткен, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, а представительства – в Лондоне  и Торонто.

PR предполагает информационное сопровождение некой реальной деятельности. Если таковой нет, или вместо нее — одни провалы, тогда PR становится дымовой завесой для этих провалов. PR превращается в мыльный пузырь, который невозможно накачивать бесконечно. Он лопается.

С Обамой именно это и случилось. Обама строил из себя "клёвого парня", каким не был. В результате пузырь лопнул, и все увидели, что Обама не умён, не компетентен, не сдержан, и даже плохой актер, не сумевший сыграть того самого "клёвого парня".

© Фото : Brian Skerry / National GeographicОбама и названная в честь него тропическая рыбка Tosanoides obama
Обама и названная в честь него тропическая рыбка Tosanoides obama

"Отец нации"

Не успев вступить в должность, Обама начал светиться на различных публичных мероприятиях. Начались бесконечные фотосессии в Белом доме и вне его. Обама выступал по поводу и без повода то там, то здесь – и везде с пафосом, который не был подкреплен существом события.

Президент США Барак Обама. Архивное фото
Сенатор-республиканец представил резолюцию об отмене реформы Obamacare

Уже в августе 2009 года, спустя восемь месяцев после занятия Обамой президентского кресла, местные журналисты обратили внимание, что новый президент успел появиться на 15 мероприятиях в городских ратушах. За это время PR-команда Белого дома распространила 800 снимков президента, он провел четыре больших пресс-конференции (его предшественник Джордж Буш-младший провел столько же за все время своего президентства).

С благосклонного разрешения Обамы его пиарщики строили из него образ "отца нации". Обама всё время хотел быть первым и единственным во всём. Он пытался выставлять себя и "главным в стране профессором", и "главным проповедником", и "главным отцом" — главным во всём. И эта манера стала, по мнению журнала New York Magazine, основной чертой его президентства. 

"Таковы  привычки президента в отношении СМИ. Все уяснили: он полагает, что каждый день есть кто-то, кто желает его видеть и слышать. Он в информационном бизнесе — почти так же, как в политике", — отмечал  New York Magazine, приводя слова Эда Гиллеспи (Ed Gillespie), бывшего председателя Республиканского Национального комитета и советника Джорджа Буша-младшего: "Этот президент — как контент-провайдер". 

Избранный президент США Дональд Трамп. Архивное фото
Ответный удар: какие указы Обамы может отменить Трамп

Не надо быть психологом, чтобы понять, что всё выше сказанное — свидетельство одновременно и глубокого комплекса неполноценности Барака Обамы, и его крайней заносчивости и гордыни. Он всё время себя чувствует ущербным. Именно этим объясняются и судорожные действия администрации Обамы по введению всё новых и новых санкций против России, и нагнетание антироссийского допингового скандала в международном спорте, и метания в разные стороны по поводу признания-непризнания действующих в Сирии боевиков террористами или "умеренной оппозицией".

© AP Photo / Susan WalshПрезидент США Барак Обама на церемонии вручения Нобелевской премии мира в Осло, Норвегия. 10 декабря 2009
Президент США Барак Обама на церемонии вручения Нобелевской премии мира в Осло, Норвегия. 10 декабря 2009

Этим, кстати, объясняется и то, что команда Обамы добилась присуждения ему Нобелевской премии мира в 2009 году, то есть в год его вступления в должность президента. За какие такие заслуги? Я уже не раз писал, что Норвежский Нобелевский комитет — отнюдь не самостоятельный орган, каким он, вероятно, был на заре своей деятельности. И сегодня всесильной американской администрации ничего не составляет "уговорить" "неподкупных и независимых" членов этого  комитета. Между тем, всем было настолько очевидна несправедливость и предвзятость решения о присуждении Обаме Нобелевской премии мира, что даже его секретарь Гейр Лундестад был вынужден заявить позже: "Барак Обама не оправдал тех надежд, которые на него возлагались". Но так или иначе, Нобелевская премия мира была положена пиарщиками Обамы в зачет себе и шефу.

Избранный президент США Дональд Трамп во время выступления в Нью-Йорке. 9 ноября 2016
В наследство от Обамы: какие вопросы придется решать новому лидеру США

За чей счет банкет?

Желание Обамы быть на виду и "оперативно и повсеместно" распространять свои мысли обходилось американской казне довольно дорого. По данным американского издания Accuracy in Media, только в начале президентства Обамы оплата счетов на "коммуникационные услуги" и услуги спичрайтеров президента превышала 100 тысяч долларов в неделю. И только на одни зарплаты сотрудникам службы по связям с общественностью Белого дома выделялось почти 5 млн долларов год. Это не считая услуг различных так называемых "новых медиа" типа социальных сетей в интернете. 

Accuracy in Media насчитала 66 сотрудников, которые так или иначе были вовлечены в пиаровскую работу Белого дома. Это – пресс-секретари и их помощники, специалисты по коммуникациям с общественностью, специалисты по "новым медиа", спичрайтеры, а также 11 сотрудников вновь образованного в систем е президентской администрации "Офиса по вовлечению общественности" (Office of Public Engagement).

Кроме того, в администрации Обамы работала специальная группа из 13 человек (с общей зарплатой в  1 090 200 долларов в год), которая занималась организацией различных мероприятий (то, что называют event management). Для сравнения: при Джордже Буше этой работой занималось только три человека с общим фондом зарплаты в 335 500 долларов в год.

Вид на Манхэттен в Нью-Йорке. Архивное фото
Американцы рассказали, кого они уважают больше всего

При Буше только два сотрудника занимались "новыми медиа", то есть сайтом Белого дома. Это были руководитель сайта с зарплатой в 84 000 в год и его помощник с зарплатой в 34 000. Вокруг Обамы крутилось уже девять сотрудников из сферы "новых медиа" с общей зарплатой в 700 000 долларов в год. Их должности были названы примерно так:  "директор новых медиа", "креативный директор новых медиа", "помощник директора по видео и email-контенту и дизайну" и т.п.. 

По названиям должностей понятно, чем занимались эти люди. Они "окучивали" весь интернет, все его возможности. "Команда пиарщиков Обамы занималась созданием онлайн-видео, вела блоги, занималась другими интерактивными мероприятиями, включая мероприятия при жестком контроле прессы в городских общественных помещениях, создавая таким образом информационно-пропагандистскую смесь", — признаёт Accuracy in Media.

Но помогло ли это Обаме?

© AFP 2017 / Tim SloanПервая инаугурация Барака Обамы. 20 января 2009 года
Первая инаугурация Барака Обамы. 20 января 2009 года

А король-то — голый

Обама всё время хотел кем-то казаться, потому и сделал ставку на PR. Он не уяснил древнюю мудрость: надо быть, а не казаться. Ставка Обамы на "развешивание лапши" привела к плачевным последствиям как во внутренней, так и во внешней политике.

Кадр из фильма Барри
Запомните его таким: как Голливуд показывает американских президентов

Что касается широко распропагандированной реформы здравоохранения – главного "достижения" администрации Обамы, известного как  Obamacare, — так она была одним из факторов того, почему сторонник этой реформы Хиллари Клинтон проиграла выборы. В целом внутренняя политика Обамы, на информационное сопровождение которой ушли миллионы долларов налогоплательщиков, и которую намеревалась продолжать Клинтон, не выдержала испытания президентскими выборами.

Что касается внешней политики Обамы, то ее результаты характеризуются, прежде всего, крайним ухудшением отношения с Россией и доведением мира до грани третьей мировой войны. Разве случайно то, что большинство жителей США и Западной Европы опасаются скорого начала третьей мировой войны. В чем причина этой массовой паники на Западе? Кто завёл сознание западного человека в тупик?

А чего стоит только истерика с принятием всё новых и новых антироссийских санкций в последние месяцы правления Обамы! Это истерика неудачника, которую нельзя назвать некой формой международных отношений.

Председатель комитета Государственной Думы РФ по международным делам Алексей Пушков. Архивное фото
Пушков назвал лидерство Путина в Forbes провалом Обамы по изоляции России

Сознание по крайней мере половины американцев, которые проголосовали за Трампа, еще не помрачилось от информационно-пропагандистской смеси, которую через СМИ лила на весь мир администрация Обамы.

Мыльный пузырь лопнул. Пиарщики Обамы сыграли для него такую же роль, какую играли портные и королевская свита в сказке Ганса Христиана Андерсена "Новое платье короля". Обманщики-портные врали сановникам, сановники врали королю, мол, платье восхитительное. А платье никто не шил, платья не было.

Роль обманщиков-портных и свиты сыграли для Обамы такие, как выше упомянутый Аарон Квитткен, который превозносил пиаровские способности Обамы. Но Обама, видимо, не читал Андерсена.

Мнение
Комментарии
24 пользователя оставили 28 комментариев
можно вывезти парня из Африки, но нельзя вывести Африку из парня..
После драки все мы мастера кулаками махать, почему журналисты этого раньше не писали, боялись, а теперь уже можно грязью поливать ?
ПС к Бараку отношусь глубоко отрицательно, мне не нравится мода журналюг, когда сидят помалкивают а потом начинаю плясать на костях.
 
DirectAdvert



Наверх
Пройдите опрос, чтобы мы могли сделать сайт лучше
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена