Павел Гайков, специально для МИА "Россия сегодня"
24 октября в столице Ливана Бейруте откроется фестиваль российского кино — первый в современной истории двух стран.
Ближний Восток и культурный диалог в последние годы стали понятиями мало совместимыми, учитывая события в соседних с Ливаном Сирии, Ираке и Израиле. Ежегодные дни и недели российского кино, которые организует Министерство культуры РФ, проходят по всему миру — от Лондона и Нью-Йорка до Туниса и Таиланда. Но на Ближний Восток (за исключением Израиля) везти наши фильмы еще никому не приходило в голову.
Можно себе представить, какая непростая задача стояла перед людьми, которые вызвались продемонстрировать за пять дней фестиваля все многообразие российского кино последних лет. Тут нужно было не только подобрать качественные фильмы, но и угодить местному цензурному комитету. Каким в итоге предстанет российское кино перед ливанскими зрителями?
Героическое
Фестиваль откроется показом фильма, который с 20 октября можно будет увидеть в большинстве российских кинотеатров. "Ледокол" — идеальный "аперитив" для тех, кто лучше знает нашу страну по советским временам, когда связи были крепче благодаря ливанским врачам и инженерам, учившимся в СССР. Бородатые мужчины в шапках-ушанках и вязаных свитерах, которые невозмутимо сражаются в заснеженных просторах с ледяной стихией, выпивая и распевая в тесных комнатушках песни под гитару — возможно именно так до сих пор себе и представляют русских ливанские зрители.
На следующий день ливанцам предстоит познакомиться с "Экипажем", в котором, по своеобразной иронии, также есть своя отсылка к 80-м. Данила Козловский не может оставить равнодушных в этой в универсальной жанровой истории про волевое преодоление сложных обстоятельств.
Романтическое
Авторское
Честь представлять пласт авторского российского кино выпала Александру Котту и его фильму "Испытание". Этот выбор позволил организаторам фестиваля не беспокоиться о субтитрах, так как за 95 минут герои фильма не произносят ни слова. Древневосточные мудрецы такое поведение точно бы одобрили. Вместо слов режиссёр общается со зрителем медитативным языком музыки композитора Алексея Айги.
В кадре — степной Казахстан и его аборигены, время действия становится понятно только в самом конце. "Испытание" — самый азиатский из новейших российских фильмов. А его режиссёр продолжает работать в восточном направлении. На московскую пресс-конференцию фестиваля Александр Котт прилетел из Душанбе, где сейчас ведёт работу над своей новой картиной. "Я по-прежнему чувствую себя на Востоке", — сказал режиссёр журналистам и всё остальное время преимущественно молчал.
Анимационное
Безграничное
Фестиваль в Ливане имеет также очень интересную документальную секцию. Фильм о палестинских трейсерах (паркурщиках) "Сектор противоречий", о воюющих с исламистами женщинах-курдах "Её война: женщины против ИГИЛ" и, наконец, рассказывающий о сирийских эмигрантах "Бежать от войны" организатора фестиваля Марии Ивановой представляют отечественную школу документалистики, развивающуюся как бы вопреки отсутствию большого спроса со стороны российского зрителя.
Эти фильмы также показывают, что российское кино и не собиралось замыкаться на внутренних темах и конфликтах, и что современное состояние Ближнего Востока уже отрефлексировано отечественными авторами.
"Пять лет за пять дней" — это слоган первого фестиваля российского кино в Ливане, организаторам которого действительно удалось собрать все оттенки отечественного кино пяти последних лет.