Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
30 сентября 2015 года Россия по запросу президента Сирийской арабской республики (САР) Башара Асада начала наносить точечные авиаудары по объектам террористических группировок "Исламское государство" (в РФ запрещена) и "Джебхат ан-Нусра" в Сирии.
За 90 суток российская группировка Воздушно-космических сил (ВКС) совершила более 5 тысяч боевых вылетов, уничтожила около 4 тысяч объектов террористов. За это же время правительственные войска САР развили наступление, а террористы ИГ не провели ни одной успешной наземной операции.
Особенности боевых действий
Россия продемонстрировала современные технологии ведения боевых действий. Впервые в XXI веке Вооруженные силы РФ открыто и эффективно использовали высокоточное оружие, стратегическую ракетоносную и дальнюю бомбардировочную авиацию, космическую разведку.
При поддержке российской авиации Вооруженные силы Сирии наступают, и только за последние недели освободили девять населенных пунктов. Интенсивные бои идут в провинциях Латакия, Алеппо, Хама, Хомс и в пригородах Дамаска. Правительственные войска и подразделения ополчения захватили важные рубежи в центральной части Сирии.
РФ помогает Сирии поставками нового оружия. В середине декабря Вооруженные силы САР получили партию модернизированных танков Т-90, оснащенных инфракрасными прицелами и тепловизорами. Это значительно повысило боевую эффективность правительственных сирийских войск.
Подчеркну: Россия осуществляет операцию в Сирии исключительно в соответствии с принципами международного права и не нарушает запрет на применение тех или иных видов вооружения.
Еще один принципиальный момент: российская группировка уделяет особое внимание подрыву экономики террористов в Сирии — боевики ИГ потеряли 90 процентов захваченной нефтяной инфраструктуры.
Проблемы единого фронта
США в течение многих месяцев избегали авиаударов по нефтяным объектам террористов и закрывали глаза на контрабанду нефти в Турцию, что приносило группировке ИГ миллионы долларов, укрепляло систему террора на Ближнем Востоке. Причастность США к обеспечению бесперебойной работы денежной машины ИГ подтверждает Washington Times.
Китайское агентство "Синьхуа" отмечает: "Вот уже год с лишним действия коалиции во главе с США в Сирии не приносят успеха. Как только Россия начала бомбить ИГ при сотрудничестве с правительственными войсками Сирии, ВКС России нанесли огромный урон этой организации".
С 30 сентября в Сирии действуют две антитеррористические коалиции — во главе с США и с Россией. Изначально США и Турция рассчитывали использовать ИГ для свержения Башара Асада, чтобы установить в Сирии удобный режим. Когда инициативу перехватили Россия, Иран и Сирия, возникла серьезная угроза стратегии и влиянию Запада на Ближнем Востоке.
Победа правительственных войск САР (при поддержке союзников) станет окончательным провалом многих ближневосточных проектов США, что для Вашингтона и его ближайшего регионального союзника Анкары совершенно недопустимо. А тут еще Россия постоянно призывает организовать единый фронт против терроризма под руководством ООН. Западу приходится изобретать разнообразные маневры.
Сегодня США формально обеспокоены уничтожением российского бомбардировщика, а фактически их тревожит лишь усиление позиций РФ на Ближнем Востоке, развертывание мощной системы ПВО. И не случайно между Анкарой и Багдадом разгорается новый конфликт, связанный с вводом турецких войск в иракскую провинцию Мосул. Это своеобразное предупреждение Ираку об опасности союза с Сирией и РФ.
Новые возможности
9 декабря в Нью-Йорке бывший постпред США в НАТО, президент Чикагского совета по международным делам Иво Даалдер заявил, что российская "скромная армия" до западных стандартов не дотягивает. Возможно, Даалер не заметил Глобальный индекс военной мощи — 2015, который учитывает разносторонние показатели национальных вооруженных сил и ставит РФ на вторую позицию в мире после США.
В НАТО большинство специалистов не могут не признавать ключевую роль России в разрешении сирийского кризиса. В частности, американское издание Foreign Policy пишет: "Россия использует Сирию как полигон для своей обновленной армии… Таким образом она предупреждает Соединенные Штаты и прочие западные державы о том, что Россия восстановила военную мощь после десятилетий упадка".
Воздушная операция РФ в Сирии демонстрирует плоды реформ. Российский проект модернизации вооруженных сил предусматривает замену 70% военной техники советских времен к 2020 году (ВМФ получит 50 новых кораблей, ВКС — сотни новых самолетов, сухопутные войска — тысячи новых машин).
Проверка на прочность
8 декабря корабельная группа постоянной готовности НАТО в составе трех ракетных фрегатов ВМС Португалии, Испании и Канады, введенная в турецкие проливы на фоне обострения отношений Анкары с Москвой, после пятидневного пребывания в Стамбуле ушла в Средиземноморье. Интересно, на что рассчитывали в НАТО в случае жесткого ответа России на уничтожение Турцией Су-24М? В крайнем случае, трех фрегатов хватило бы на полчаса современного боя.
Целая серия недавних провокаций — уничтожение турками российского Су-24М, ввод турецкого танкового батальона на территорию Ирака и авиаудар западной коалиции по лагерю сирийских правительственных войск — говорит о том, что Запад проверяет возможность нейтрализации Ирака и перенаправления усилий коалиции против РФ и Сирии. Ведь Багдад недавно намекнул о возможном обращении к России за помощью в борьбе против ИГ. РФ также ясно дала понять, что вмешается, если ситуация в Афганистане обернется угрозой дестабилизации для соседних стран Средней Азии.
Запад находится в ближневосточном тупике. Лишь Турция по инерции пытается вести свою двойственную политику, используя НАТО. Однако французская Boulevard Voltaire замечает: "Турецкое руководство как огня боится появления Курдистана на востоке Анатолии. Это в значительной мере объясняет двойную игру… С августа 2014 года Турция нанесла 300 ударов по курдам в Ираке и Сирии и только 3 по ИГ".
Захват курдами последнего подконтрольного ИГ города Джераблус на турецкой границе перекроет канал снабжения Ракки — столицы террористов. Потеря влияния на этом участке Турцию не устраивает, но даже США не в состоянии изменить логику событий или помешать России, о которой американский журнал Foreign Affairs пишет: "Ее неожиданное военное вмешательство в сирийский конфликт превратило гражданскую войну в опосредованный конфликт между США и Россией… И снова Вашингтон оказался застигнутым врасплох, как и в марте 2014 года, когда Россия аннексировала Крым и начала поддерживать пророссийских сепаратистов… России удалось успешно продемонстрировать свою силу не только в ближнем зарубежье, но и далеко за его пределами".
РФ — генератор международной политики
США больше не могут не считаться с Россией на Ближнем Востоке. Раньше или позже придется взаимодействовать с той Россией, которая есть, а не с той, которую в Вашингтоне хотели бы видеть. США пора признать национальные интересы России и уважать их. Лишь тогда станут возможны взвешенные отношения двух равноправных и равнозначных противников, которые способны сотрудничать по многим направлениям.
Президент США Барак Обама может бесконечно называть Россию региональной державой, однако ее вмешательство в сирийский конфликт демонстрирует всему миру политику глобальной державы и генератора основных международных решений.
Кроме воздушной операции, РФ содействовала созыву заседаний в Вене, проведению диалога между правительством и оппозицией Сирии. Эти важные политические результаты трех завершающих месяцев 2015 года подталкивают Запад к сотрудничеству с Россией.
При всех существующих противоречиях между РФ и странами западной коалиции взаимодействие и встречные шаги неизбежны. Об этом свидетельствуют и приезд в Москву 15 декабря госсекретаря США Джона Керри, и совместное заявление 24 декабря президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди в поддержку суверенитета, единства и территориальной целостности САР.
Во многом благодаря решительным действиям РФ Сирия остается суверенным государством, имеющим те же права, что и другие страны-члены ООН. И сегодня даже противники президента САР Башара Асада признают, что реальной альтернативы ему нет, то есть разделяют позицию России.