Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Разработка тяжелой ракеты "Ангара", стартующей с территории России, идёт успешно. В декабре запланирован первый пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" с полезной нагрузкой.
Национальный приоритет
Создание космического ракетного комплекса (КРК) "Ангара" с принципиальным использованием исключительно российского научно-промышленного потенциала — приоритет национальной системы средств выведения и космодрома Плесецк.
И всё же судьба проекта складывалась непросто. На этапе внедрения идеи в жизнь сторонников и противников "Ангары" было практически поровну. Противники предлагали альтернативные пути развития отечественной космической техники. В споре победила "Ангара" и, наверное, выиграла Россия.
Модульная унификация
"Ангара" — унифицированный ряд ракет-носителей лёгкого, среднего и тяжёлого классов, способный выводить во всем диапазоне высот и наклонений орбиты полный спектр полезных нагрузок, для которых ранее использовали "Протон". Ракетно-космический комплекс (космодром и вся линейка ракет) безопасен для населения и природы региона, потому что кислородно-керосиновые двигатели экологически чисты (в отличие от высокотоксичных гептиловых двигателей "Протона").
В космическом ракетном комплексе "Ангара" воплощено много новых инженерных решений и технологий. Композитные материалы и пластик уменьшают массу и упрощают конструкцию. Однако специалисты полагают, что самое важное в "Ангаре" — двигатель РД-191, вершина ракетного двигателестроения. Этот двигатель используется только в "Ангаре". Принципиально важно, чтобы РД-191 находил применение и развивался дальше. Двигатели-одноклассники РД-180 и РД-170 тяжелее и дороже.
Унификация и уникальные технические решения позволяют с одной пусковой установки осуществлять запуск всех ракет-носителей семейства "Ангара".
Государственный заказчик КРК "Ангара" — Министерство обороны и Федеральное космическое агентство России. Головной разработчик и производитель — Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.
Под контролем министра обороны
Наземную инфраструктуру для запуска КРК "Ангара" на Государственном испытательном космодроме Плесецк создают уже несколько лет, в рамках Федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы". Разработка ракеты регулируется Государственной программой вооружения и Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы.
До 2020 года на космодроме Плесецк предстоит завершить испытания "Ангары", построить ещё одну пусковую установку и второй технический комплекс подготовки космических головных частей.
Комплексные испытания
Как известно, в России медленно запрягают, но быстро едут. Прототип первой ступени "Ангары" в 2009 — 2013 годах трижды прошёл лётные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1.
В июне 2014 года, после испытаний на заводе-изготовителе в Космическом центре имени М.В. Хруничева, проверены в рабочих режимах стартовый и наземный комплексы, стендовое изделие ракета-носитель "Ангара". Цели достигнуты, космодром Плесецк подтвердил готовность к пускам.
В июле состоялся первый успешный пуск ракеты космического назначения "Ангара-1.2ПП" (ПП — первый пуск). Программа полета выполнена в полном объеме: через 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью попал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка.
Вскоре на космодром Плесецк доставили первую ракету-носитель тяжелого класса "Ангара-А5". В ноябре специалисты космодрома провели испытания универсального стартового комплекса "Ангара". И приступили к подготовке лётных испытаний. Подготовка к декабрьскому запуску идёт по плану.
Торг неуместен
Стоимость одного запуска "Ангары-А5" с космодрома Плесецк оценивается в 95-105 млн. долларов США, в два раза дешевле, чем у американских и европейских аналогов.
Правда, высокоширотное расположение космодрома Плесецк в Архангельской области снижает коэффициент полезного действия. Расчёты специалистов показывают: для запуска 1 кг полезного веса с экватора необходимо около 180 кг общего веса ракеты-носителя (включая топливо), с американского мыса Канаверал — 230 кг, с Байконура — 350 кг, из Плесецка — уже 700 кг стартовой массы.
И всё же новая "Ангара" открывает России независимый доступ в космос и новые возможности для экспериментов. С точки зрения военного космоса торг вообще неуместен, безопасность страны всегда стоила недешево.
Судьба нового семейства
Иногда ракетно-космическую отрасль называют последним бастионом величия наших предков. Пафос вряд ли оправдан, имеется ещё немало наследственных бастионов. Важнее, что новые пуски "Ангары" инициируют очередной этап развития, раскроют высокий потенциал отечественной космонавтики на современном этапе.
Недавние неудачи ракеты-носителя "Протон" сделали проект "Ангара" ещё актуальнее. Альтернативы нет, и новое семейство обещает стать достойным преемником "Протона", который с 1965 года накопил в послужном списке 400 запусков.
Для тяжелой "Ангары" планируется использование трёх типов разгонных блоков в качестве "четвёртой ступени". Создан новый разгонный блок на кислородно-водородном топливе, что позволяет на равных соперничать с зарубежными конкурентами.
Некоторые эксперты считают, что рыночной судьбы у "Ангары" нет, вряд ли к ней выстроится очередь коммерческих заказчиков. Поживём — увидим. А пока, невзирая на антироссийскую кампанию, США пролонгировали контракт с Роскосмосом по программе пилотируемых полётов на период с июня 2016 года по июнь 2017-го.
Противоречивые американские конгрессмены выделили на продление контракта с Россией 424 миллиона долларов. На свою программу пилотируемых полетов конгресс денег не выделяет. Таким образом, созданы все условия для развития российской космической отрасли.
Космическая техника требует новых решений. С модульным семейством ракет-носителей экспериментировать удобнее.