Ракета-носитель "Ангара": пуск с полезной нагрузкой

Испытательный пуск ракеты-носителя "Ангары-А5" (31)
Модели ракет Ангара
Александр Хроленко рассказывает о подготовке к намеченным на декабрь первым летным испытаниям ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5".

Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"

Разработка тяжелой ракеты "Ангара", стартующей с территории России, идёт успешно. В декабре запланирован первый пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5" с полезной нагрузкой.

Национальный приоритет

Создание космического ракетного комплекса (КРК) "Ангара" с принципиальным использованием исключительно российского научно-промышленного потенциала — приоритет национальной системы средств выведения и космодрома Плесецк.

И всё же судьба проекта складывалась непросто. На этапе внедрения идеи в жизнь сторонников и противников "Ангары" было практически поровну. Противники предлагали альтернативные пути развития отечественной космической техники. В споре победила "Ангара" и, наверное, выиграла Россия.

Модульная унификация

"Ангара" — унифицированный ряд ракет-носителей лёгкого, среднего и тяжёлого классов, способный выводить во всем диапазоне высот и наклонений орбиты полный спектр полезных нагрузок, для которых ранее использовали "Протон". Ракетно-космический комплекс (космодром и вся линейка ракет) безопасен для населения и природы региона, потому что кислородно-керосиновые двигатели экологически чисты (в отличие от высокотоксичных гептиловых двигателей "Протона").

Стартовый комплекс Ангара на космодроме Плесецк. Архивное фото
Космический ракетный комплекс "Ангара"
КРК "Ангара" — новое поколение ракет-носителей модульного типа, на основе двух универсальных ракетных модулей (УРМ). Каждый универсальный модуль оснащается одним мощным жидкостным реактивным двигателем РД-191. Семейство "Ангара" включает носители в диапазоне грузоподъемности от 3,8 до 35 тонн. В составе ракет-носителей лёгкого класса используется один УРМ. Предельной по количеству блоков может быть ракета-носитель, состоящая из семи УРМ.

В космическом ракетном комплексе "Ангара" воплощено много новых инженерных решений и технологий. Композитные материалы и пластик уменьшают массу и упрощают конструкцию. Однако специалисты полагают, что самое важное в "Ангаре" — двигатель РД-191, вершина ракетного двигателестроения. Этот двигатель используется только в "Ангаре". Принципиально важно, чтобы РД-191 находил применение и развивался дальше. Двигатели-одноклассники РД-180 и РД-170 тяжелее и дороже.

Унификация и уникальные технические решения позволяют с одной пусковой установки осуществлять запуск всех ракет-носителей семейства "Ангара".

Государственный заказчик КРК "Ангара" — Министерство обороны и Федеральное космическое агентство России. Головной разработчик и производитель — Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.

Под контролем министра обороны

Наземную инфраструктуру для запуска КРК "Ангара" на Государственном испытательном космодроме Плесецк создают уже несколько лет, в рамках Федеральной целевой программы "Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы". Разработка ракеты регулируется Государственной программой вооружения и Федеральной космической программой России на 2006-2015 годы.

Пуск ракеты Ангара
ВКО: испытания "Ангары" на "Плесецке" завершатся в 2020 году
Строительство универсального стартового и технического комплексов для ракет-носителей семейства "Ангара" взял под личный контроль министр обороны России Сергей Шойгу. Это объяснимо масштабом: универсальный стартовый комплекс состоит из 211 подземных и заглубленных сооружений, включает технологическое оборудование, автоматизированные системы управления, десятки километров инженерных и дорожных сетей.

До 2020 года на космодроме Плесецк предстоит завершить испытания "Ангары", построить ещё одну пусковую установку и второй технический комплекс подготовки космических головных частей.

Комплексные испытания

Как известно, в России медленно запрягают, но быстро едут. Прототип первой ступени "Ангары" в 2009 — 2013 годах трижды прошёл лётные испытания в составе первой южнокорейской ракеты-носителя KSLV-1.

В июне 2014 года, после испытаний на заводе-изготовителе в Космическом центре имени М.В. Хруничева, проверены в рабочих режимах стартовый и наземный комплексы, стендовое изделие ракета-носитель "Ангара". Цели достигнуты, космодром Плесецк подтвердил готовность к пускам.

В июле состоялся первый успешный пуск ракеты космического назначения "Ангара-1.2ПП" (ПП — первый пуск). Программа полета выполнена в полном объеме: через 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью попал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка.

Вскоре на космодром Плесецк доставили первую ракету-носитель тяжелого класса "Ангара-А5". В ноябре специалисты космодрома провели испытания универсального стартового комплекса "Ангара". И приступили к подготовке лётных испытаний. Подготовка к декабрьскому запуску идёт по плану.

Торг неуместен

Стоимость одного запуска "Ангары-А5" с космодрома Плесецк оценивается в 95-105 млн. долларов США, в два раза дешевле, чем у американских и европейских аналогов.

Правда, высокоширотное расположение космодрома Плесецк в Архангельской области снижает коэффициент полезного действия. Расчёты специалистов показывают: для запуска 1 кг полезного веса с экватора необходимо около 180 кг общего веса ракеты-носителя (включая топливо), с американского мыса Канаверал — 230 кг, с Байконура — 350 кг, из Плесецка — уже 700 кг стартовой массы.

И всё же новая "Ангара" открывает России независимый доступ в космос и новые возможности для экспериментов. С точки зрения военного космоса торг вообще неуместен, безопасность страны всегда стоила недешево.

Судьба нового семейства

Иногда ракетно-космическую отрасль называют последним бастионом величия наших предков. Пафос вряд ли оправдан, имеется ещё немало наследственных бастионов. Важнее, что новые пуски "Ангары" инициируют очередной этап развития, раскроют высокий потенциал отечественной космонавтики на современном этапе.

Недавние неудачи ракеты-носителя "Протон" сделали проект "Ангара" ещё актуальнее. Альтернативы нет, и новое семейство обещает стать достойным преемником "Протона", который с 1965 года накопил в послужном списке 400 запусков.

Рабочая поездка В.Путина в Амурскую область
Путин одобрил начало разработки сверхтяжелой ракеты
Президент Владимир Путин одобрил, а космический центр имени Хруничева анонсировал разработку на базе "Ангары" сверхтяжелой ракеты-носителя грузоподъемностью 130-160 тонн. Идут исследования технических рисков, экономические расчеты. В той же стадии — многоразовые ракеты-носители с возвращаемой первой ступенью.

Для тяжелой "Ангары" планируется использование трёх типов разгонных блоков в качестве "четвёртой ступени". Создан новый разгонный блок на кислородно-водородном топливе, что позволяет на равных соперничать с зарубежными конкурентами. 

Некоторые эксперты считают, что рыночной судьбы у "Ангары" нет, вряд ли к ней выстроится очередь коммерческих заказчиков. Поживём — увидим. А пока, невзирая на антироссийскую кампанию, США пролонгировали контракт с Роскосмосом по программе пилотируемых полётов на период с июня 2016 года по июнь 2017-го.

Противоречивые американские конгрессмены выделили на продление контракта с Россией 424 миллиона долларов. На свою программу пилотируемых полетов конгресс денег не выделяет. Таким образом, созданы все условия для развития российской космической отрасли.

Космическая техника требует новых решений. С модульным семейством ракет-носителей экспериментировать удобнее.

Мнение

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.