Белла Ахмадулина: свеча на ветру

Умерла поэтесса Белла Ахмадулина (35)
В последние годы она стала слепнуть, и мы, ее друзья и поклонники стали беспокойно спрашивать друг друга: как Белла? И слышали в ответ: она различает лишь свет из окна или огонь свечи, но при этом хранит гордую нежность голоса: я устала смотреть, а все любимое помню и так.

Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-Клуба для РИА Новости.

Смерть поэта всегда внезапна, тем более смерть любимого поэта, тем более женщины, тем более Беллы Ахмадуллиной…

В последние годы она стала слепнуть, и мы, ее друзья и поклонники стали беспокойно спрашивать друг друга: как Белла? И слышали в ответ: она различает лишь свет из окна или огонь свечи, но при этом хранит гордую нежность голоса: я устала смотреть, а все любимое помню и так.

Черная круглая шляпа в первом ряду на похоронах Аксенова.

Черная птица тенью на голове.

Черная кайма траурной вуали оттиском черненого серебра на запрокинутом лбу. Она всегда жила с лицом, обращенным поверх голов, куда-то вдаль, и всегда нисходила из своей отрешенности к нам. Разделить застолье, погладить щенка. Кажется, у нее был лобастый шарпей Гвидон, каково ему будет теперь без своей черной царевны лебедь? Каково будет всем нам без ее нравственной одаренности к жизни? Она умела смотреть правде в глаза и только она могла сказать, как сказала однажды: «я привыкла быть… но надо себя учить отвыкать, и это очень грустно».

Нам будет ее не хватать, как не хватало, когда Белла – еще вчера! - была жива. Редкий дар оставлять чувство жажды в памяти всех, кто знал ее близко и тех, кто видел ее только издали.

«Это я - в два часа пополудни, повитухой добытый трофей, надо мною играют на лютне, мне щекотно от палочек фей…»

Между тем, дар капризно выпал краснощекой девочке-толстушке, из тех, что не пишут стихи, - заметила как-то сама поэтесса. И начала она очень звонко, по-комсомольски, в окружении друзей-трибунов. Женя Евтушенко, Андрюша Вознесенский, Булат…  Круглолицая и вовсе непохожая на пленную птицу, шаг за шагом стала все тоньше и выше, строже и жарче. Как царевна из сказки, что жила в лягушачьей коже, и выходила на свет лишь по ночам, а потом – раз – кожа сгорела в огне.

Этот обжиг был ей к лицу.

Словно кованая роза из бронзы, она жила среди нас, уникальная, бесподобная, несравнимая ни с кем, и между тем чуть измученная собственной славой. Искренно стесняясь известности, она внушала читателям:

«это я человек невеличка,

всем кто есть, прихожусь близнецом,

сплю, покуда идет электричка,

пав на сумку невзрачным лицом.

Мне  не выпало лишней удачи,

слава богу, не выпало мне,

быть заслуженней или богаче

всех соседей моих по земле.

Плоть от плоти сограждан усталых,

хорошо, что в их длинном строю

в магазинах, в кино, на вокзалах

я последнею в кассу стою –

позади паренька удалого

и старухи в пуховом платке,

слившись с ними, как слово и слово

на моем и на их языке».

Белла Ахмадуллина – ярчайший лирический поэт ХХ века в русской и европейской поэзии. В своем возвышенном, страстном и даже истовом творчестве, в стихах на грани исповеди, она продолжила линию классического стиха, ту, что шла от самого Пушкина (чистота формы), и была продолжена в поэзии двух великих поклонниц Пушкина – Марины Цветаевой и Анна Ахматовой. От Цветаевой Ахмадуллина научилась атаке русской речи, той, что от напора становится косноязычной. От  Ахматовой она приобрела склонность к сотворению суда устами стихов, была строга и пристрастна к себе и другим, ангажирована в совестливость. Отсюда ее участие в неподцензурном альманахе «Метрополь», письма в защиту Сахарова и Солженицына, какая-то одинокая гражданственность, скорее печальная, чем дерзкая. На досужий вопрос -- можно ли восхищаться политиком? она отвечала вопросом: спросите у зверя, может ли он восхищаться охотником?

Сама выкованная культурой, Ахмадулина  ценила культуру как род ловчей сети, которая сковывает в человеке зло и принуждает к стыду, который она считала краеугольным камнем цивилизации.

Сама чуткая к таланту другого, отзывчивая на помощь, считала радость за гений коллеги признаком подлинной одаренности. И всегда вспоминала Пушкина, который раздувал похвалой любой уголек дарования в другом человеке, и считала это правило заветом Пушкина для себя, и желательным правилом для других.

Казалась нежной и хрупкой, она показала завидную работоспособность. Количество написанного Ахмадулиной удивляет: сотни стихов, множество поэм, десятки книг, которым сама потеряла счет. А еще завидное число наград, премий, званий и прочих триумфов. Редкий случай для нашей страны – Ахмадулина при жизни была признана классиком.

Ее первый сборник появился в 1962 году. Она назвала книжку «Струна», в этом кратком красноречии была заявлена жизнь – судьба натянутой струны. Более поздние книги – «Озноб», «Метель», «Свеча», «Тайна», «Сад» - складываются в целое стихотворение, где снегу, вьюге, листопаду, ливню противостоит только одна свеча, которую нужно пронести в голой руке над водой, даже тогда,  когда жизнь с головой ушла под воду…

Прощай, черный бриллиант русской поэзии…

 

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена