Дяди Вани идут

Weekend: 15-17 января 2010 года (38)
© РИА Новости / Владимир ФедоренкоПерейти в фотобанкВойницкого Павла Деревянко никто не держит всерьез. И когда Елена Андреевна раздраженно бросает ему, что он - шут, то имеет к тому самые веские основанияВойницкого Павла Деревянко никто не держит всерьез. И когда Елена Андреевна раздраженно бросает ему, что он - шут, то имеет к тому самые веские основания
Похоже, в юбилейный год А.П. Чехова почему-то именно пьесу «Дядя Ваня» театры вызывают к жизни чаще, чем иные драматургические произведения русского классика. Что до российских дядей Ваней, то во всех постановках присутствует более или менее выраженная ревизия сострадания Ивану Петровичу Войницкому...

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты «Дом актера», специально для РИА Новости.

Похоже, в юбилейный год А.П. Чехова почему-то именно пьесу «Дядя Ваня» театры вызывают к жизни чаще, чем иные драматургические произведения русского классика. Открыли серию Вань в Александринском театре, где американский режиссер румынского происхождения Андрей Щербан поставил своего Ваню. Не успели вахтанговцы сделать свой впечатляющий спектакль с Сергеем Маковецким в главной роли, как в Театре им. Моссовета известный кинорежиссер Андрей Кончаловский предложил свою сценическую версию все той же пьесы.

Эпидемия «дядей Вань» охватила и Париж, в котором идут две постановки: одна — Родольфа Дана и Кати Унсинжер (театр « Le Collectif Les Possédés»), другая — Марселя Марешаля, директора передвижного театра «Подмостки Франции». В Берлине в Deutsch Theater идет постановка Юргена Гоша по этой же пьесе, ставшая там событием. С большим успехом гастролирует по Европе «Дядя Ваня» Даниэля Веронезе из Буэнос-Айреса. Он доедет и до Москвы: летом можно будет увидеть спектакль аргентинцев на Театральном фестивале им. А.П. Чехова.

Это далеко не полная статистика, которой, впрочем, достаточно, чтобы задаться вопросом о скрытой логике общих культурных процессов. Вряд ли такой всплеск интереса можно объяснить только тем, что в труппах всегда есть мощные актеры под пятьдесят, которым нужны хорошие роли. Что-то, вероятно витает в воздухе времени, что заставляет снова и снова вглядываться и нас, и европейцев, и даже аргентинцев в нашего Ваню.

Что до российских дядей Ваней, то во всех постановках присутствует более или менее выраженная ревизия сострадания Ивану Петровичу Войницкому. Ни Шопенгауэр, ни Достоевский точно не вышли бы из дяди Вани Сергея Паршина (Александринский театр, Санкт- Петербург), или Сергея Маковецкого (Театр им. Евг. Вахтангова), или из Павла Деревянко (Театр им. Моссовета). Все эти Вани, пусть по-разному, принадлежат к одному типу людей: «человек, который хотел». Режиссеры разных школ, разных стран, работающие с нашими актерами - Андрей Шербан, Римас Туминас, Андрей Кончаловский - все не склонны сострадать Ивану Петровичу ценой усиления вины профессора Серебрякова. Несостоявшуюся жизнь одного вряд ли справедливо объяснять несостоявшейся жизнью другого. Каждый сам потерял цель, каждый сам своими, а не чужими поступками сформировал свое безрадостное настоящее.

Пожалуй, наиболее радикален в отношении к дяде Ване Андрей Кончаловский. Возможно, эта радикальность особо ощущается хотя бы потому, что им сорок лет назад был снят фильм по этой пьесе Чехова. Тогда Ваню играл Иннокентий Смоктуновский. Рефлексирующий интеллигент, который тоже не стал бы Шопенгауэром, но Тургеневым мог бы стать вполне.

Глядя же на то, как сменил типажи Кончаловский, как понизил их в ранге, становишься свидетелем не только новой трактовки, но и какой-то скрытой полемики, которую, кажется, ведет с самим собой режиссер.

Предпремьерный показ спектакля "Дядя Ваня" в Театре им.Моссовета

Дядя Ваня у него мелкий человек, язвительный завистник. Если бы не остроумные чеховские фразы, вложенные в уста Ивана Петровича, благодаря которым веришь, что он читал если не Достоевского, то Сологуба, то этот Войницкий больше похож на приказчика. И когда в первом акте он выходит, надев галстук, что не ускользает от ехидного взгляда Астрова, то выглядит Ваня нелепейшим образом. Сидел человек в деревне, торговал постным маслом, занимался хозяйством. Вдруг ни с того, ни с сего нацепил на себя галстук. Понятно, влюбился, понятно, к завтраку выйдет Елена Андреевна. Однако подобным образом обращают на себя внимание слабого пола влюбленные гимназисты, но не человек, которому стукнет скоро 50.

Кстати, в спектакле Питера Штайна, поставленного в свое время с итальянскими актерами, его дядя Ваня выходил с завязанным шелковым бантом, но становилось ясно через долю секунды, что он так выглядит всегда, он не дает себе спуску, не расслабляется в унылой бытовой жизни.

Войницкого же Павла Деревянко никто не держит всерьез. И когда Елена Андреевна (Наталья Вдовина) раздраженно бросает ему, что он - шут, то имеет к тому самые веские основания. Козликом почти водевильно он выделывает па вокруг нее. Он смешон и когда грубо флиртует с ней, и когда, жалкий, предается эротическим грезам, и когда с подскоком убегает срезать для нее осенние розы. Кстати, букет этот он выпустит только в сцене семейного скандала, спровоцированного им не меньше, чем Серебряковым (Александр Филиппенко).

Стреляя из пистолета, он попадет в вазу с цветами. Есть что-то жалкое в фактуре такого Войницкого, что-то сближающее его с Карандышевым Островского, только последний, стреляя, все-таки попал.

Он заслуживает такой доли. Слабо веришь в то, что ему бы пригодилась баночка с морфием, ему безразлична племянница Соня, и когда Астров (Александр Домогаров) говорит о том, что в уезде есть только два порядочных человека, ставшие чудаками, то видишь одного — доктора Михаила Львовича. Войницкий у Кончаловского зауряден, и бунтует он как заурядность, старающаяся списать свои неудачи на тех, кто лишь чуть успешнее, чуть удачливее.

Кажется, именно это особо ненавистно режиссеру, и здесь он видит не просто беду персонажа, а беду национального характера. Так и вспоминаются слова Лопахина, что стоит в России начать дело делать, как оказывается мало порядочных людей.

«Вишневый сад» вспомнится в спектакле о дяде Ване в Театре им. Моссовета еще раз, когда тень покойной сестры мелькнет в саду, присядет на качели. И только в этот момент единственный раз мелькнет тень сочувствия к неудачнику дяде Ване, потому что когда-то и он вступал в жизнь с надеждами и чаяниями, сменившимися, впрочем, в зрелости отчаянием посредственности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена